АСИ указало на рост спроса на внутренний туризм у россиян на 10% за год
Рубрика: новости страны и мира
МОСКВА, 27 декабря. /ТАСС/. Интерес к внутреннему туризму растет у россиян. Так, по сравнению с 2023 годом, спрос вырос на 10% — с 77% до 87%, говорится в исследовании о ключевых трендах в туризме и индустрии гостеприимства, подготовленном Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с группой компаний «Б1».
«В 2024 году сохранялся высокий интерес к внутреннему туризму: 87% россиян с удовольствием путешествовали по стране, что превысило показатель 2023 года (77%). <...> В 2025 году данный тренд может усилиться, что создает предпосылки для развития новых направлений и форматов отдыха внутри страны», — сказано в исследовании.
Кроме того, еще одним важным трендом в АСИ назвали открытие новых направлений и рост межрегиональных поездок. Так, например, значительно увеличился интерес к Арктике, Сибири и Дальнему Востоку. По данным исследования, число желающих посетить Дальний Восток выросло с 17% в прошлом году до 29% в этом. «В 2024 году путешествия на выходные в соседние регионы стали популярнее, причем 80% респондентов рассматривали такой формат отдыха. Этот тренд на мобильность, вероятно, продолжится в 2025 году», — отмечается в исследовании.
Другим важным направлением стало развитие транспортной инфраструктуры. Так, доля путешествующих на самолете с 2022 года выросла с 28% до 47%. Особую популярность приобрели и путешествия на автомобиле — 53% туристов, по данным исследования, остались довольны поездками на машине.
Активно в стране продолжает развиваться и экотуризм, а также инфраструктура особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Так, в 2024 году менее половины россиян (40%) имели опыт посещения ООПТ, хотя интерес к отдыху в заповедных местах остается высоким — на уровне 86%, что подчеркивает потенциал развития экотуризма в России. Кроме того, отдельным масштабным трендом в исследовании назвали развитие индустрии отдыха на природе — кемпинги, караванинг (путешествия в автодомах), походы, велопутешествия и приключенческий туризм. Всего в эту категорию можно выделить более 400 видов активностей.
Возрастает и интерес молодого поколения (25-35 лет) к оздоровительному отдыху. По данным исследования, аудитория российских санаториев становится гораздо моложе, а также в 2024 году еще больше вырос интерес людей к санаториям в своем или соседнем регионе. Благодаря возросшему интересу и сами туристические организации осваивают сберегающие здоровье и оздоровительные технологии.
Важные факторы при выборе путешествия для россиян
В исследовании также назвали несколько основных факторов, являющихся наиболее значимыми для путешественников в России. Ими стали лояльность и возвратность, планирование и самостоятельность (использование, например, онлайн-сервисов бронирования), а также фактор стоимости путешествий. Так, 90% респондентов обращали внимание на стоимость проживания и 91% — на транспортные расходы.
Важным для россиян также стал стандарт комфорта и разнообразия при путешествии с детьми, например, наличие семейных маршрутов. Для многих ключевой является и возможность путешествовать с домашними питомцами. По результатам исследования, только треть российских отелей готовы принимать гостей с питомцами, хотя спрос на такие номера продолжает расти.
Поддержка бизнеса
Результаты исследования показали, что информированность бизнеса о мерах государственной поддержки в 2024 выросла. Например, по сравнению с 2023 годом информированность о субсидиях выросла с 63% до 69%, а о льготных кредитах — с 28% до 44%. При этом исследование выявило разрыв между осведомленностью предпринимателей о мерах государственной поддержки и их практическим использованием. По данным АСИ, в следующем году ожидается рост числа предпринимателей, которые будут пользоваться господдержкой, что усилит конкуренцию и приведет к появлению новых качественных предложений для туристов.
Подготовка кадров
Однако ключевым барьером для развития отрасли остается неподготовленность кадров. «Подготовка квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям индустрии (включая гидов-переводчиков, экскурсоводов, инструкторов-проводников, специалистов по инклюзивному туризму и курортной медицине), станет одним из приоритетов», — говорится в исследовании АСИ. Например, планируется создание учебных центров, сочетающих образовательные пространства, практико-ориентированные площадки и учебные гостиницы.
Итоги исследования
Подводя итоги проведенного исследования в АСИ отметили, что «постепенно идет смена привычного „пассивного“ способа отдыха на активный самостоятельный», что означает, что «все больше людей хотят быть не просто туристами, а путешественниками». Кроме того, людям стало интереснее узнавать про жителей регионов, которые они посещают, знакомиться с их бытом и традициями. «Внутренний туризм на подъеме, и цель турбизнеса — „утолить жажду путешествий“ разных аудиторий», — заключили авторы исследования.
Источник: https://tass.ru/ekonomika/22790065