1948 год. В Московской энергосистеме произошла крупная системная авария, в результате которой оказались обесточены правительственные учреждения и стратегические объекты
Авария произошла из-за пожара на Шатурской электростанции и ее полного останова, отключения двух линий транзита 220 кВ Рыбинская ГЭС – Угличская ГЭС – Москва, при этом был полностью разорван транзит мощности ГЭС в Московскую энергосистему.
Эта авария оказала значительное влияние на совершенствование основных подходов к развитию энергетических систем в нашей стране и обеспечению их надежного функционирования. Были пересмотрены основные подходы к обеспечению энергосистем устройствами системы автоматической частотной разгрузки как одной из важнейших автоматик, начаты разработка и внедрение выпуска отечественной промышленностью целого ряда более совершенных устройств релейной защиты и автоматики линий электропередачи, шин и трансформаторов.
Количество диспетчеров Мосэнерго в смене увеличилось с двух до трех, произошел пересмотр подходов к наблюдаемости энергообъектов и их телемеханизации, принято решение о создании нового диспетчерского щита.