1981 год. Пуск в эксплуатацию первого гидроагрегата Чебоксарской ГЭС
Чебоксарская ГЭС имеет установленную мощность 1370 МВт (фактическая располагаемая мощность – 820 МВт) и входит в число крупнейших гидроэлектростанций России. ГЭС стала завершающим этапом сооружения Каскада ГЭС на Волге, состоящего из девяти гидроэлектростанций. Она расположена на стыке энергосистем Средней Волги и Урала и вырабатывает одну треть от всей электроэнергии, потребляемой Чувашской Республикой. Входит в операционную зону Филиала АО «СО ЕЭС» Нижегородское РДУ. Участвует в автоматическом вторичном регулировании частоты и перетоков активной мощности, подключена к системе ЦКС АРЧМ ЕЭС.
Пуск первого агрегата Чебоксарской ГЭС состоялся на промежуточной отметке 61 м, в то время как проектом предусмотрена отметка 68 м. Весной 1981 года в целях обеспечения навигации уровень повысили на два метра, и по настоящее время станция продолжает работать на промежуточной отметке водохранилища 63 м. В связи с этим ГЭС до сих пор официально не принята в эксплуатацию и ее строительство считается незавершенным. Подъем уровня водохранилища до проектного уровня, изначально запланированный на 1987 год, сдерживался сначала неготовностью комплекса инженерной защиты, затем — разногласиями между регионами по поводу уровня водохранилища. В настоящее время водохранилище и инженерная защита функционируют на непроектных отметках, что привело к возникновению ряда проблем: ГЭС используется не более чем на 60 % проектной мощности, ежегодная недовыработка электроэнергии составляет 1,43 млрд кВт•ч; длительная работа гидроагрегатов ГЭС на непроектном напоре приводит к их ускоренному износу; стратегическая задача по увеличению гарантированной глубины на Единой глубоководной системе Европейской части России с 365 до 400 см оказалась не реализованной, в итоге данный участок речные суда проходят с двадцатипроцентным недогрузом в течение двух суток, а пассажирские суда пропускаются только в течение трех часов в сутки, когда производятся повышенные сбросы с Нижегородской ГЭС; следующие транзитом крупнотоннажные суда вынуждены сгружать часть грузов на суда с меньшей осадкой, проходить мелководный участок (при этом очередь на шлюзование достигает двух недель), после чего вновь грузиться. Такая ситуация приводит к значительным экономическим потерям.