1869 год. Родился Графтио Генрих Осипович (1869–1949) – российский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР
Г.О. Графтио родился 14 (26) декабря 1869 года в городе Динабург (сейчас Даугавпилс) в семье железнодорожника, потомка дворянского рода из Нидерландов. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе в 1892 году и Петербургский Институт Корпуса инженеров путей сообщения в 1896 году, с 1896 по 1900 год изучал гидроэлектрические станции и электрические железные дороги в Европе и США.
В 1900–1917 годах проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, ГЭС «Белый Уголь» на реке Подкумок (1903), ГЭС на реке Вуоксе (около 1905), на реке Малая Иматра (1905), на реке Волхов (1911), а также, по предложению городских властей Петербурга, спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 года маршрутом протяженностью чуть более двух километров и продолженное позже еще двумя созданными Графтио трамвайными линиями. Под его руководством была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.
С 1907 года преподавал в Петербургском (Ленинградском) электротехническом институте, с 1921 года профессор этого института. В 1912 году вместе с инженером Е. Палицыным по заказу Управления внутренних водных путей разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах реки Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла. Но после вмешательства «Общества электрического освещения 1886 года», снабжающего Петербург электроэнергией от своей тепловой станции и опасавшегося негативных последствий возведения плотины для землевладельцев, воплощение проекта было отложено на неопределенный срок.
В 1917 году разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитена» от Балтийского вокзала до станции «Удельная» в Санкт-Петербурге. После смены власти, весной 1918 года, возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны. Через два года стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, созданной под патронажем Ленина, и непосредственным автором разделов плана ГОЭЛРО «Электрификация и транспорт» и «Электрификация Кавказского района».
В начале 1921 года возглавил строительство Волховской ГЭС, приостановленного в связи с Гражданской войной строительства. Был арестован 11 марта 1921 года Петроградской ЧК вместе со всем руководством Волховстроя. Освобожден как «крупный специалист» постановлением о «непричастности к делу» после личного вмешательства Ленина и Кржижановского. В 1924–1925 годах – директор Ленинградского электротехнического института. В 1927–1935 годах руководил строительством Нижне-Свирской ГЭС, где впервые в практике мирового гидростроительства реализовал опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах, положив в основу строительства принцип распластанного основания. Работу по сооружению гидроэлектростанций сочетал с научными исследованиями. Под его редакцией публиковались бюллетени, а также «Материалы по исследованию р. Волхова и его бассейна» (1924–1929).
В 1938–1945 являлся главным инспектором по строительству гидроэлектростанций Наркомата тяжелой промышленности СССР, затем Наркомата электростанций и электропромышленности СССР и Наркомата электростанций СССР. Во время Великой Отечественной войны занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования. Вернувшись в Ленинград, активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города.
Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. В 1932 году, минуя все промежуточные ступени, становится действительным членом Академии Наук.
Имя Графтио присвоено Нижне-Свирской ГЭС, улицам в Даугавпилсе, Ленинграде, Перми, Заволжье.