Календарь событий из истории энергетики и оперативно-диспетчерского управления
1983 год. Совершен пробный пуск строящейся Тобольской ТЭЦ в Тюменской области
В эксплуатацию станция сдана 9 июля 1983 года.
Сегодня станция входит в состав ПАО «СИБУР». Тобольская ТЭЦ является единственным поставщиком пара для Тобольской промышленной площадки СИБУРа, а также реализует электрическую энергию на оптовом рынке и выступает основным источником тепловой энергии для города Тобольска. Установленная мощность станции составляет 665 МВт по электрической энергии и 2 585 МВт по тепловой энергии.
1922 год. Введена первая в стране линия электропередачи напряжением 110 кВ
ЛЭП длиной 120 км с медными проводами на деревянных опорах соединила Каширскую электростанцию с Москвой и стала импульсом к развитию в Московской энергосистеме системы оперативно-диспетчерского управления. До этого совместная работа станций и сетей Мосэнерго не представляла сложной задачи, так как параллельно работали только электростанции «Раушская» и «Электропередача». Появление в энергосистеме еще одной параллельно работающей электростанции поставило задачу правильного распределения нагрузок между ними. 17 декабря 1921 года Управлением объединенных государственных электростанций Московского района Главэлектро было введено «Положение о мерах для координирования параллельной работы электрических станций, входящих в состав Московского районного объединения». Этот документ стал отправной точкой в создании системы оперативно-диспетчерского управления как технологической структуры электроэнергетики в нашей стране.
2024 год. Системный оператор впервые внедрил в изолированной энергосистеме цифровую технологию расчета максимально допустимых перетоков
Красноярское РДУ внедрило первую цифровую систему мониторинга запасов устойчивости (СМЗУ) в технологически изолированной Норильско-Таймырской энергосистеме в Красноярском крае, к управлению которой приступило в 2024 году.
В энергосистеме Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края и городского округа г. Норильск под контроль СМЗУ поставлены контролируемые сечения «Приемное» и «Норильская ТЭЦ-3».
Внедрение СМЗУ стало первым шагом перехода к автоматическому расчету перетоков мощности во всех контролируемых сечениях Норильско-Таймырской энергосистемы. Эта отечественная разработка позволяет максимально использовать пропускную способность сети, снизить риски нарушения электроснабжения потребителей. Положительный первый опыт внедрения СМЗУ создает основу для масштабирования этой цифровой технологии в Норильско-Таймырской энергосистеме.
Централизация функций оперативно-диспетчерского управления создает устойчивую базу для развития энергетики изолированных энергосистем на основе принятых в ЕЭС России единых стандартов и подходов, обеспечивает трансляцию в энергосистемы всего опыта и инструментария Системного оператора, в частности создает основу для активного внедрения передовых отечественных цифровых технологий.
1979 год. Приказом № 60 Министерства энергетики СССР от 3 мая 1979 года образована Тюменская энергосистема (путем выхода из состава Свердловэнерго)
На тот момент она сумела объединить достаточно большие мощности: действующие Тюменскую и Тобольскую ТЭЦ, строящуюся Сургутскую ГРЭС-1 и пять электрических сетей – Тюменские, Нижневартовские, Сургутские, Тобольские и Ишимские. К моменту образования Тюменьэнерго мощность Тюменской энергосистемы достигала 2894 МВт, и она уже была готова к самостоятельной работе. Многие свердловские специалисты продолжили работу в Тюменской области и внесли большой вклад в ее дальнейшее развитие.
Сегодня Тюменская энергосистема является одной из крупнейших в нашей стране.
2017 год. Программа инновационного развития Системного оператора получила высокую оценку Министерства экономического развития и Экспертного совета при Правительстве РФ
По итогам независимой оценки качества актуализации программ инновационного развития в 2016 году, утвержденной Межведомственной рабочей группой по реализации приоритетов инновационного развития президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, Системный оператор вошел в первую тройку рейтинга организаций, входящих в группу 2 утвержденного Правительством РФ Перечня компаний с государственным участием.
К группе 2 относятся компании, в отношении которых мониторинг программ инновационного развития (ПИР) реализуется федеральными органами исполнительной власти. Помимо Системного оператора, в рейтинге приняли участие такие компании этой группы, как ПАО «ФСК ЕЭС», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», АО «НПК «Техмаш» и другие.
В процессе оценки актуализированных программ инновационного развития госкомпаний эксперты учитывали обоснованность и достижимость целей и ключевых показателей эффективности (КПЭ) инновационного развития, качество анализа и прогноза в инновационной сфере, наличие долгосрочного видения, новизну и значимость для компании ключевых инновационных проектов, достаточную обеспеченность финансовыми ресурсами для достижения целей и т.д.
Программа инновационного развития Системного оператора уделяет большое внимание развитию технологий централизованного диспетчерского управления электроэнергетическим режимом ЕЭС России, совершенствованию инструментов оперативно-диспетчерского управления, а также современных рыночных механизмов, средств поддержания требуемого уровня надежности и другим инновационным направлениям.
1963 год. В мае в Казахстане включена в работу ВЛ 220 кВ (на напряжении 110 кВ) Петропавловск – Кокчетав.
Эта ЛЭП протяженностью 196 км и подстанция 110/35/10 кВ Кокчетавская стали первыми ласточками большой энергетики в Кокчетавской области. С вводом этих объектов областной центр – г. Кокчетав – получил бесперебойную и качественную электроэнергию от государственной энергосистемы. До этого в городе работали два энергопоезда суммарной мощностью генераторов 6,5 тыс. кВт и около 130 мелких дизельных электростанций. Мощность введенной подстанции более чем в 4 раза превышала мощность энергопоездов, которые вскоре были демонтированы и вывезены.
1961 год. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 2 мая 1961 г. № 2345-р создана Пензенская энергосистема
РЭУ «Пензаэнерго» было образовано на базе Пензенского энергокомбината. В 1963 году с вводом в эксплуатацию первой подстанции напряжением 220 кВ и первой ЛЭП 220 кВ Пенза – Рузаевка Пензенская энергосистема присоединилась к ЕЭС России.
Сегодня Пензенская энергосистема входит в операционную зону ОДУ Средней Волги, режимами ее работы управляет Филиал АО «СО ЕЭС» Пензенское РДУ.
2005 год. Системный Оператор перешел к управлению режимами ОЭС Сибири по правилам оптового рынка электроэнергии переходного периода
Таким образом, в Сибири появился конкурентный сектор, в рамках которого купля-продажа электроэнергии стала осуществляться по свободным ценам.
1932 год. Запущен первый агрегат Днепрогэса
На открытии зажглись гирлянды электрических огней, на верху плотины загорелось имя Ленина, и станция получила свое имя: Днепрогэс им. В. И. Ленина. 10 октября того же года станция вступила в строй действующих предприятий. В 1939 году Днепрогэс достиг проектной мощности 560 МВт.
1931 год. В Крыму введена в эксплуатацию ветроэнергетическая установка мощностью 100 кВт, на тот момент крупнейшая в мире
Крымская (Балаклавская) ветроэлектростанция (ВЭС) мощностью 100 кВт была построена под руководством ученых Н.В. Красовского и В.В. Уткина-Егорова. Возвели ее на высоком холме недалеко от города Балаклавы. Автор конструкции башни – советский инженер Владимир Шухов.
Ветроэлектростанция имела колесо диаметром 30 м с тремя стабилизаторными лопастями, вращающимися со скоростью 30 об/мин. Установка на ветер головки производилась при помощи ферменной наклонной конструкции, опирающейся на круговой рельсовый путь диаметром 50 м. На нижнем конце конструкции располагалась тележка, двигавшаяся по рельсовому кругу при помощи электромотора, включаемого расположенным на головке ветродвигателя флюгером.
Балаклавская ВЭС работала совместно с тепловой электростанцией Севастополя на электрическую сеть напряжением 6,3 кВ, обеспечивая жизнедеятельность ближайших населенных пунктов и трамвайной линии Севастополь – Балаклава. Во время Великой Отечественной войны Балаклавская ВЭС была разрушена немецкой бомбежкой.