Календарь событий из истории энергетики и оперативно-диспетчерского управления

янв20

1970 год. Включена в работу линия 220 кВ Дагомыс – Бзыби

По этой линии на параллельную работу с Единой энергосистемой европейской части страны присоединилась ОЭС Закавказья. В 1970 году в составе ЕЭС СССР работают параллельно семь ОЭС: Центра, Средней Волги, Урала, Северо-Запада, Юга, Северного Кавказа и Закавказья, включающие 63 энергосистемы.

янв19

1935 год. Образован диспетчерский пункт Кемеровской энергосистемы

 Приказом по Управлению Кемеровосети Комбината Кузбасстроя от 19.01.1935 года образован диспетчерский пункт (в последующем Кузбассети) Кемеровской энергосистемы.

янв19

1932 год. Началась работа по вводу в эксплуатацию первых в Московской энергосистеме устройств автоматики

В январе началась работа по вводу в эксплуатацию первых в Московской энергосистеме устройств автоматики – АВР (автоматическое включение резерва), АПВ (автоматическое повторное включение). В 1939 году были применены первые образцы устройств АРЧМ (автоматического регулирования частоты и мощности) и АЧР (автоматической частотной разгрузки).

янв18

1972 год. ОЭС Северного Казахстана впервые включена на постоянную параллельную работу с ОЭС Урала

ОЭС Северного Казахстана была впервые включена на постоянную параллельную работу с ОЭС Урала (ЕЭС СССР) по «южному» транзиту 220 кВ Целиноград – Атбасар – Есиль – Кушмурун – Сокол и «северному» транзиту 220–110 кВ Целиноград – Кокчетав – Петропавловск – Курган. В 1977 году «южный» транзит Целиноград – Есиль – Сокол был переведен на проектное напряжение 500 кВ.

янв18

1942 год. Пущена первая очередь Челябинской ТЭЦ-1

Проектирование Челябинской ТЭЦ-1 началось еще в 1934 году, но в течение пяти последующих лет проект несколько раз пересматривался, шли споры о мощности и давлении пара будущей ТЭЦ. В июле 1939 года было принято решение о строительстве ТЭЦ мощностью 50 МВт.

Первоначально строительно-монтажные работы велись медленно из-за ряда трудностей: плохого финансирования, слабой обеспеченности стройматериалами, нехватки рабочих. Строительству требовалось 1000 строителей, в наличии было только 296.

Ситуация на стройке поменялась с началом войны. В конце августа 1941 года на стройку прибыло два батальона в 2 000 человек, а к ноябрю 1943 года количество строителей увеличилось почти в три раза.

В первый месяц войны Наркомат электростанций пересмотрел параметры строящейся Челябинской ТЭЦ и 7 июля 1941 года вынес решение об увеличении мощности ТЭЦ до 100 МВт, с перспективой увеличения до 150 МВт. 

5 августа 1942 года ГКО принял решение увеличить мощность Челябинской ТЭЦ до 250 МВт, а дополнительный прирост в 100 МВт должен был дать самый мощный на тот момент в стране генератор, демонтированный с подмосковной Сталиногорской ГРЭС. 4 марта 1945 года Челябинская ТЭЦ-1 вышла проектную мощность в 250 МВт, станция стала второй на Урале по мощности и одной из самых крупных в стране. 

Сегодня электрическая мощность Челябинской ТЭЦ-1 составляет 133,8 МВт. Входит в операционную зону Филиала АО «СО ЕЭС» Челябинское РДУ

янв17

1943 год. Для увеличения передачи энергии от Волховской ГЭС в осажденный Ленинград сооружена «Ледовая линия» протяженностью около 30 км.

 23 сентября 1942 года в обход линии фронта по кабелю 10 кВ, проложенному по дну Ладожского озера, энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в осажденный Ленинград. Для увеличения пропускной способности Ладожской электропередачи и снижения потерь, обеспечения большей надежности и бесперебойной работы, в январе 1943 года за 12 дней была сооружена непосредственно на льду Ладожского озера «Ледовая линия» 60 кВ протяженностью около 30 км. Строительство велось одновременно со стороны восточного и западного берегов к середине озера. Провод подвешивали к деревянным облегченным опорам, пасынки которых вмораживали в лед. Передача энергии по воздушной линии позволила увеличить передаваемую мощность до 28500 кВт. «Ледовая линия» просуществовала 68 дней и была демонтирована в связи с таянием льда.

янв16

1932 год. Из оперативного сектора управления эксплуатации «Электротока» Ленинградского объединения государственных электрических станций выделена группа по разработке энергетических режимов

В обязанность группе вменили расчет и назначение рациональных электрических режимов электростанций и сетей, а также анализ режима работы энергосистемы. По примеру Ленинграда такие группы были образованы в дальнейшем и в других энергосистемах Советского Союза.

В дальнейшем функции группы режимов расширились – ей поручили заниматься теплоэнергетическими вопросами и разрабатывать режимы работы гидроэлектростанций.

янв15

1974 год. Пущен первый энергоблок Приморской ГРЭС

Приморская ГРЭС — тепловая электростанция, расположенная в поселке городского типа Лучегорск Приморского края России. Самая мощная тепловая электростанция (и вторая по мощности, после Бурейской ГЭС, электростанция в целом) на Дальнем Востоке России. 

Дирекция строящейся Приморской ГРЭС была создана 1 апреля 1965 года. Первый энергоблок станции был пущен 15 января 1974 года, второй и третий энергоблоки – в 1975 году, четвертый – в 1977 году.

После этого технический проект Приморской ГРЭС был полностью пересмотрен в пользу строительства более крупных энергоблоков мощностью по 210 МВт. Первый на Дальнем Востоке энергоблок такой мощности (станционный № 5) был введен в эксплуатацию на Приморской ГРЭС 18 декабря 1980 года. Шестой и седьмой энергоблоки были запущены в 1982 и 1983 годах, 4 апреля 1984 года был введен в строй восьмой энергоблок, что означало окончание строительства первой очереди электростанции мощностью 1280 МВт в составе восьми энергоблоков. В июле 1990 года был сдан в эксплуатацию 9-й энергоблок мощностью 215 МВт, станция достигла полной установленной мощности 1485 МВт и ее строительство было завершено

ГРЭС использует три трубы, одна из них, высотой 330 м, является самым высоким сооружением в регионе.

Приморская ГРЭС входит в операционную зону Филиала АО «СО ЕЭС» Приморское РДУ.

янв15

1942 год. Введен в строй второй гидроагрегат мощностью 55 МВт на Рыбинской ГЭС

Гидроагрегат № 1 был пущен 18 ноября 1941 года, когда враг уже стоял у стен Москвы. Станция входит в Верхневолжский каскад ГЭС. На момент строительства была второй по величине гидроэлектростанцией СССР после Днепрогэса и одной из самых мощных электростанций страны. Сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией в годы Великой Отечественной войны, особенно в период битвы за Москву. Строительство станции велось в 1935–1955 годах, преимущественно силами заключенных ГУЛАГа. Напорные сооружения ГЭС образуют Рыбинское водохранилище — третье по площади в России и восьмое в мире.

Станция входит в операционную зону Филиала АО «СО ЕЭС» Ярославское РДУ и играет важную роль во вторичном регулировании частоты и перетока активной мощности в ЕЭС России. Участвует в покрытии пиков нагрузки в ОЭС Центра. С 2015 года подключена к управлению от ЦКС АРЧМ ЕЭС.

янв15

1930 год. В Ленинграде заработал первый в СССР светофор

Первый в нашей стране светофор – тогда его называли «технический регулировщик» – появился в Ленинграде, на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского, сейчас это проспекты Невский и Литейный.

Сначала советские инженеры экспериментировали с цветовой гаммой. Иногда вместо зеленого цвета загорался синий. Специалисты сегодня это объясняют тем, что руководство СССР подобным образом пыталось избежать проблем с мировым законодательством. Дело в том, что в течение длительного времени трехцветный электрический светофор был запатентован американцами. Чтобы его использовать, необходимо было платить.

Эксперимент со светофором в Ленинграде прошел успешно, почти весь год этот аппарат вел себя идеально и получил отличную рекомендацию. Поэтому к концу того же 1930 года, 30 декабря, первый светофор появился в Москве, на углу Петровки и Кузнецкого моста.

К 1939 году в Ленинграде были запущены 100 светофоров. Расположение сигналов соответствовало современным правилам дорожного движения: красный сигнал находился наверху, зеленый – внизу. Это было основное отличие от технических регулировщиков в Москве, где сигналы располагались сверху вниз (сверху был зеленый, а снизу красный).