Календарь событий из истории энергетики и оперативно-диспетчерского управления

сен23

1967 год. Вышло распоряжение Совета Министров СССР № 2254 об организации Центрального диспетчерского управления Единой энергетической системы Советского Союза (ЦДУ ЕЭС СССР)

Уже 28 сентября 1967 года вышел приказ Минэнерго СССР № 185, гласящий: «Совет Министров СССР распоряжением от 23 сентября 1967 года 2254р принял предложение Минэнерго СССР, согласованное с Госпланом СССР, об организации в 1967 году в г. Москве в составе этого министерства для оперативно-диспетчерского руководства работой объединенных энергетических систем страны Центрального диспетчерского управления Единой энергетической системы СССР… Разрешить строительство в г. Москве служебно-производственного здания площадью 7 тысяч кв. метров для указанного диспетчерского управления и для вычислительного центра этого Министерства…

Во исполнение указанного распоряжения Совета Министров СССР приказываю:

Организовать в составе Министерства Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы СССР (ЦДУ ЕЭС СССР).

Министр энергетики и электрификации СССР П. Непорожний».

Проект положения о ЦДУ ЕЭС СССР впервые рассматривался на заседании коллегии Минэнерго 6 января 1969 года, а уже 11 марта «Положение о ЦДУ ЕЭС СССР» было утверждено министром.

сен23

1945 год. Создано Районное управление «Кенигсбергэнерго» Главного Управления электростанций и сетей Центра – «Главцентрэнерго»

Энергетическое управление молодого российского края на западных рубежах страны вошло в состав Наркомата электростанций СССР.  Одновременно в соответствии с приказом Наркомата электростанций № Н-2091 от 23.09.1945 о создании оперативно-диспетчерского управления энергосистемой было организовано и диспетчерское управление. Диспетчерскую службу в этот период возглавил главный диспетчер «Кенигсбергэнерго» А.М. Ракша.  До 1946 года электроснабжение осуществлялось электрической компанией OWAG, в ведении которой находились все опорные подстанции 60/15/6 кВ и питающие их высоковольтные линии электропередачи, охватывающие всю территорию Восточной Пруссии от Кенигсберга до Тильзита (ныне Советск), Данцига (Гданьск) и Эльбинга (Эльблонг).

В 1947 году главным диспетчером был назначен Дмитрий Михайлович Асафов, до этого возглавлявший одно из первых в нашей стране энергообъединений – энергосистем Верхней Волги.

сен23

1942 год. Прорыв энергетической блокады Ленинграда

23 сентября 1942 года в обход линии фронта по кабелю 10 кВ, проложенному по дну Ладожского озера, энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в осажденный Ленинград.

В самую страшную блокадную зиму 1942 года было решено проложить кабель по дну Ладожского озера с целью соединить город с Волховской ГЭС и подать энергию в Ленинград, электростанции которого из-за блокады испытывали жесткий дефицит топливоснабжения. На заводе «Севкабель» в Ленинграде трудились только женщины и дети, которые изготовили 100 километров кабеля к августу 1942 года. Работы по прокладке кабеля проходили ночью. Кабель вручную переносился женщинами на баржу в бухте Морье, где его смонтировали, а затем опустили на дно озера. Энергетическая блокада Ленинграда с помощью «кабеля жизни» была прорвана 23 сентября 1942 года.

сен23

1925 год. Включена в работу первая турбина Шатурской ГРЭС

Место для строительства станции в районе богатых залежей торфа было выбрано одним из крупнейших энергетиков того времени Р.Э. Классоном (1868–1926) еще в 1914 году. В марте 1917 года Московская городская управа поручает начальнику управления «Торфозаводстроя» И.И. Радченко (1874–1942) и инженеру и ученому, специалисту в области строительства и эксплуатации электрических станций А.В. Винтеру (1878–1958) начать подготовку строительства электростанции на Шатурских торфяных болотах, однако в связи с последующими событиями в истории страны работы были приостановлены.

Весной 1918 года советское правительство возобновляет работы по строительству Шатурской электростанции, для чего организуется управление «Шатурстрой», начальником которого назначается А.В. Винтер. Первоначально сооружается т.н. «Малая Шатура» — опытная электростанция небольшой мощности для отработки технологии сжигания торфа. Одновременно ведутся работы по осушению торфяных болот, разработке залежей торфа, сооружаются складские помещения, подсобные мастерские, прокладываются подъездные железнодорожные пути. Также строится рабочий поселок, столовая, школа, больница и другие бытовые службы. Для электроснабжения стройки проводится линия электропередачи от Зуевской подстанции.

В 1923 году начинается строительство основной электростанции («Большой Шатуры»). За рубежом приобретаются две паровые турбины мощностью 16 МВт каждая.

Первая турбина была включена в работу 23 сентября 1925 года, вторая – 13 ноября того же года. Позже был введен в эксплуатацию третий агрегат мощностью 16 МВт.

сен23

1925. Введена в эксплуатацию ВЛ 110 кВ Шатурская ГРЭС – Москва на металлических опорах

В 1925 году были введены в действие первая очередь Шатурской ГРЭС мощностью 32 МВт и двухцепная ЛЭП-110 Шатура – Москва на металлических опорах типа «звезда Шатурская» (проектировавшихся специально для Шатурской линии с золотыми пропорциями 3:5).  Линия была доведена до центра города, а затем до Карачаровской и Кожуховской подстанций. Это было, по существу, начало создания Московского кольца напряжением 115 кВ.

сен22

1941 год. В сентябре на Несветай ГРЭС осуществлен пробный пуск первого турбоагрегата мощностью 50 МВт

В октябре того же года все оборудование было демонтировано и эвакуировано на Урал. Пуск этого турбоагрегата в постоянную эксплуатацию был осуществлен только в 1948 году.

В 1952 году был пущен 4-й турбоагрегат 50 МВт, с пуском в 1954 году 5-го  турбоагрегата 100 МВт Несветай ГРЭС стала самой мощной электростанцией на Северном Кавказе.

После исчерпания ресурсов оборудования станция фактически превратилась в котельную – источник теплоснабжения г. Красный Сулин. Попытки организовать на Экспериментальной ТЭС, такое название получила бывшая Несветай ГРЭС, освоение технологии сжигания угля в кипящем слое оказались безрезультатными, и в 2012 году Экспериментальная ТЭС была признана банкротом и прекратила свое существование.

сен22

1926 год. Родился Портной Марлен Гдалиевич (1926–2003), начальник Службы оптимизации электрических режимов ЦДУ ЕЭС с 1974 по 1996 год

С 1942 года работал электромонтером на Саратовской картографической фабрике. С 1943 по 1945 год – электромонтер завода «Каучук» (Москва).

С 1945 по 1952 год – техник, а затем старший инженер ЦНИЭЛ МЭС. В 1946 году окончил с отличием Московский энергетический техникум, а в 1952 году – Московский энергетический институт по специальности «Электрические станции, электрические сети и системы».

С 1952 по 1957 год – руководитель группы «Пермьэнерго». С 1957 года работал во ВНИИЭ (Москва) в качестве младшего научного сотрудника, заместителя заведующего лабораторией, старшего научного сотрудника, начальника сектора. В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию.

С 1974 по 1996 год – начальник Службы оптимизации электрических режимов ЦДУ ЕЭС.

Провел большую работу по созданию ЕЭС в части организации параллельной работы энергосистем и противоаварийной автоматики. Вел активную преподавательскую деятельность, имеет свыше 50 публикаций по устойчивости, надежности ЕЭС и противоаварийной автоматике. Отличник энергетики и электрификации.

сен21

1801 год. Родился Якоби Борис Семенович (1801–1874), выдающийся физик и электротехник, изобретатель электродвигателя и метода гальванопластики металлов

Настоящее имя – Якоби Мориц Герман.

В 1834 году Якоби изобрел электродвигатель с вращающимся рабочим валом, работа которого была основана на притягивании разноименных магнитных полюсов и отталкивании одноименных. В 1839 году Якоби вместе с академиком Эмилием Христиановичем Ленцем (1804–1865) построил два усовершенствованных и более мощных электродвигателя. Один из них был установлен на большой лодке и вращал ее гребные колеса. При испытаниях лодка с экипажем из четырнадцати человек поднималась против течения Невы, борясь со встречным ветром. Данное сооружение представляло собой первое в мире электрическое судно. Другой электродвигатель Якоби – Ленца катил по рельсам тележку, в которой мог находиться человек. Эта скромная тележка приходится «бабушкой» трамваю, троллейбусу, электропоезду, электрокару. Правда, сидеть в ней было не очень удобно, поскольку свободного места там почти не оставалось из-за батареи. Других источников электрического тока тогда не знали.

А пятью годами раньше Якоби изобрел гальванопластику, это открытие получило признание во всем мире. В Петербурге было создано предприятие, которое делало с помощью гальванопластики барельефы и статуи для украшения Исаакиевского собора, Эрмитажа, Зимнего дворца, золотило листы кровли для куполов, производило медные копии с форм для печатания денег, а также географических карт, почтовых марок, художественных гравюр.

Якоби предложил около десяти конструкций телеграфных аппаратов, в том числе буквопечатающий аппарат (в 1850 году), одним из первых в мире построил кабельные телеграфные линии: в Петербурге – Зимний дворец — Главный штаб (в 1841 году) и Зимний дворец — Главное управление сообщений и публичных зданий (в 1842 году) и линию Петербург — Царское Село протяженностью около 25 км (в 1843 году). Значительный интерес с технической точки зрения представляли его проекты кабельных линий Петербург — Москва и Петербург — Петергоф. Большие заслуги имеет Якоби в создании подземных и подводных кабелей, в разработке технологии их производства, в подборе электроизоляционных материалов.

Много сделал этот ученый и для создания отечественного электротехнического оборудования. Он построил ряд электротехнических приборов, например, вольтметр, проволочный эталон сопротивления, несколько конструкций гальванометров, регулятор сопротивления.

Важное значение для России имели труды Якоби, касающиеся организации электротехнического образования. В начале 1840-х годов он составил и прочитал первые курсы прикладной электротехники, подготовил программу теоретических и практических занятий.

сен20

2006 год. Подписан Акт готовности первой очереди Ирганайской ГЭС мощностью 400 МВт

Ирганайская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Аварское Койсу в Дагестане, у села Гимры. Строительство ГЭС началось в 1977 году. Станция построена по плотинно-деривационной схеме и является крупнейшей ГЭС деривационного типа в России и второй по мощности ГЭС (после Чиркейской) на Северном Кавказе. ГЭС используется для работы в остропиковом режиме, для сглаживания суточных и недельных колебаний графика нагрузки энергосистемы Юга России. Пока нерешенным является вопрос строительства второй очереди Ирганайской ГЭС, предусматривающей проходку второго деривационного туннеля и установку двух гидроагрегатов, с доведением мощности станции до 800 МВт.

Ирганайская ГЭС входит в состав ПАО «РусГидро». Электроэнергетическим режимом работы станции управляет Филиал АО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Республики Дагестан» (Дагестанское РДУ).

сен20

1936 год. Состоялся пуск первого гидроагрегата Баксанской ГЭС

ГЭС строилась по плану ГОЭЛРО. С этого дня началось создание Ставропольской энергосистемы.

В том же году было создано Управление электрическими сетями при «Баксанстрое», зона действия которого охватывала район Кавказских Минеральных Вод, Карачаево-Черкесскую и Кабардино-Балкарскую автономные области. Энергорайоны Северной Осетии, Чечено-Ингушетии и Дагестана были объединены под названием «Севкавказэнерго».