О технологии ценозависимого потребления

Возможность потребителей влиять на спрос – ключевая черта любого эффективно функционирующего конкурентного рынка. Это утверждение справедливо для любого рынка, и рынок электроэнергии не исключение. Особые свойства электроэнергии как товара (одновременность производства и потребления, невозможность создания складских запасов или замены другим товаром) привели к тому, что исторически потребители не имели практической возможности влиять на баланс спроса и предложения, а, следовательно, и на цены на рынке. Потребители электроэнергии не уменьшают потребление при росте цены на электроэнергию. В условиях такой неэластичности спроса активной стороной, полностью определяющей цену электроэнергии, выступают производители.

Новые тенденции в электроэнергетике, появление цифровых интервальных счетчиков электроэнергии, развитие телекоммуникаций и «интеллектуальных сетей» («smartgrid») предопределили возможность повышения эластичности потребления и привели к появлению концепции demandresponse.

Управление спросом (анг. «DemandResponse», далее – DR) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.

Управление спросом является эффективным инструментом снижения цен на рынке электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию. Упрощенно эффект от участия потребителей в управлении спросом представлен на рисунке. Плавный рост кривой предложения S сменяется резким ростом в замыкающей части, что соответствует использованию наиболее дорогих генераторов. Снижение потребления в пиковые часы с величины Q1 до величины Q2 приводит к превращению кривой спроса D1 в кривую D2 и снижению цены на электроэнергию на величину ΔP.

Снижение потребления электроэнергии может осуществляться за счет использования локальных источников энергоснабжения потребителя (в том числе резервных генерирующих объектов, накопителей энергии и др.), регулирования интенсивности работы двигателей насосно-перекачивающих систем, изменения уставки термостата для систем кондиционирования и/или холодильных установок, изменения или останова производственного цикла, частичное отключение освещения и других действий.

Управление спросом не включает в себя изменение энергопотребления, обусловленное нормальной операционной деятельностью предприятия (например, снижение потребления электроэнергии в праздничные дни).

Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями.

В настоящее время в России предпринимаются первые шаги по стимулированию потребителей к участию в повышении энергоэффективности и выравниванию графиков нагрузки, например, за счет внедрения дифференцированных по времени суток тарифов.

В целях создания условий для повышения энергоэффективности работы Единой энергосистемы России за счет привлечения потребителей оптового рынка к активному участию в регулировании спроса на электрическую энергию и мощность, получившему название ценозависимого потребления, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 699  «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 №1172».

Подробная информация о постановлении приведена в разделе Регламентирующие документы


Новости

08.02.2022 09:58

Отключение по правилам. Сектор demand response внедряют в оптовый рынок

Как выяснил “Ъ”, услуга управления спросом на энергетическом рынке, когда бизнес добровольно снижает потребление, чтобы сгладить пики спроса, может быть интегрирована в оптовый рынок мощности. Главная цель, по словам регуляторов,— избежать загрузки дорогих ТЭС в пиковые часы потребления. КоммерсантЪ, 08.02.2022

03.02.2022 09:51

Гавайи одобрили меры по применению механизма управления спросом в чрезвычайных ситуациях (DER), чтобы избежать перебоев в электроэнергии после вывода угольной электростанции AES

В июне 2021 года комиссия по коммунальным услугам Гавайев утвердила программу по управлению спросом в случаях чрезвычайных ситуаций, чтобы обеспечить сокращение возможного дефицита в поставке мощности после того, как угольная электростанция мощностью 180 МВт на острове Оаху будет выведена из эксплуатации

29.12.2021 13:21

Кабмин продлил «пилот» по управлению спросом на розничном энергорынке на 2022 год

Системный оператор планирует возобновить проведение отборов после утверждения ФАС предельного объёма средств на оказание услуг

10.12.2021 17:21

Системный оператор провел онлайн-семинар для участников пилотного проекта по управлению спросом на электроэнергию на розничном рынке

Вебинар был посвящен особенностям отбора исполнителей услуг по управлению спросом на I квартал 2022 года и планам проведения отборов в 2022 году