О технологии ценозависимого потребления

Возможность потребителей влиять на спрос – ключевая черта любого эффективно функционирующего конкурентного рынка. Это утверждение справедливо для любого рынка, и рынок электроэнергии не исключение. Особые свойства электроэнергии как товара (одновременность производства и потребления, невозможность создания складских запасов или замены другим товаром) привели к тому, что исторически потребители не имели практической возможности влиять на баланс спроса и предложения, а, следовательно, и на цены на рынке. Потребители электроэнергии не уменьшают потребление при росте цены на электроэнергию. В условиях такой неэластичности спроса активной стороной, полностью определяющей цену электроэнергии, выступают производители.

Новые тенденции в электроэнергетике, появление цифровых интервальных счетчиков электроэнергии, развитие телекоммуникаций и «интеллектуальных сетей» («smartgrid») предопределили возможность повышения эластичности потребления и привели к появлению концепции demandresponse.

Управление спросом (анг. «DemandResponse», далее – DR) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.

Управление спросом является эффективным инструментом снижения цен на рынке электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию. Упрощенно эффект от участия потребителей в управлении спросом представлен на рисунке. Плавный рост кривой предложения S сменяется резким ростом в замыкающей части, что соответствует использованию наиболее дорогих генераторов. Снижение потребления в пиковые часы с величины Q1 до величины Q2 приводит к превращению кривой спроса D1 в кривую D2 и снижению цены на электроэнергию на величину ΔP.

Снижение потребления электроэнергии может осуществляться за счет использования локальных источников энергоснабжения потребителя (в том числе резервных генерирующих объектов, накопителей энергии и др.), регулирования интенсивности работы двигателей насосно-перекачивающих систем, изменения уставки термостата для систем кондиционирования и/или холодильных установок, изменения или останова производственного цикла, частичное отключение освещения и других действий.

Управление спросом не включает в себя изменение энергопотребления, обусловленное нормальной операционной деятельностью предприятия (например, снижение потребления электроэнергии в праздничные дни).

Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями.

В настоящее время в России предпринимаются первые шаги по стимулированию потребителей к участию в повышении энергоэффективности и выравниванию графиков нагрузки, например, за счет внедрения дифференцированных по времени суток тарифов.

В целях создания условий для повышения энергоэффективности работы Единой энергосистемы России за счет привлечения потребителей оптового рынка к активному участию в регулировании спроса на электрическую энергию и мощность, получившему название ценозависимого потребления, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 699  «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 №1172».

Подробная информация о постановлении приведена в разделе Регламентирующие документы


Новости

17.02.2015 14:56

РГ Еврокомиссии по «интеллектуальным» сетям представила рекомендации по использованию гибкого спроса со стороны потребителей

Рекомендации являются результатом работы, проведенной в течение года, в рамках которой заинтересованные стороны и эксперты обсуждали темы в области управления спросом

10.02.2015 16:28

Число членов «Ассоциации по управлению пиковой нагрузкой» в США составило 75, включая коммунальные энергокомпании и организации-партнеры

«Ассоциация по управлению пиковой нагрузкой» -некоммерческая организация, основанная в качестве площадки для сотрудничества и обмена опытом организаций электроэнергетики с целью расширения применения управления спросом

06.02.2015 16:34

Компания Siemens представила программное обеспечение по управлению микросетями

Это программное обеспечение позволяет операторам микросетей управлять и контролировать рассредоточенные энергоресурсы

27.01.2015 16:40

«Объединение микросетей» присоединяется к «Ассоциации управления спросом и интеллектуальных сетей»

«Объединение микросетей» и «Ассоциация управления спросом и интеллектуальных сетей», имеющие штаб-квартиры в США, объявили об объединении двух организаций в рамках Ассоциации

23.01.2015 16:40

Во Франции приняты новые правила формирования резерва мощности

Приказом Министерства экологии, устойчивого развития и энергетики Франции утверждены правила механизма формирования резерва мощности

15.01.2015 16:36

Выручка от применения управления спросом в коммерческом и промышленном секторах экономики составит более 38 млрд. долларов США с 2014 по 2023 гг.

Недавний отчет, опубликованный Navigant Research, рассматривает применение управления спросом в коммерческом и промышленном секторах экономики и представляет прогноз его развития на мировом рынке

07.01.2015 16:33

Выводы по применению управления спросом и использованию интеллектуальных счетчиков в США

Отчет подготовлен Федеральной комиссией по регулированию энергетики США

31.10.2014 16:28

Форум лидеров: Управление спросом в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона во главе с Китаем, Японией и Южной Кореей планируют инвестировать около $10 млрд. в развитие интеллектуальных сетей и соответствующих технологий

21.10.2014 16:22

Nissan осуществляет управление спросом посредство электромобилей LEAF

В Японии компания ENERES Co. использует электромобили компании Nissan в комбинации с системой обеспечения электроэнергией LEAF to Home