О технологии ценозависимого потребления

Возможность потребителей влиять на спрос – ключевая черта любого эффективно функционирующего конкурентного рынка. Это утверждение справедливо для любого рынка, и рынок электроэнергии не исключение. Особые свойства электроэнергии как товара (одновременность производства и потребления, невозможность создания складских запасов или замены другим товаром) привели к тому, что исторически потребители не имели практической возможности влиять на баланс спроса и предложения, а, следовательно, и на цены на рынке. Потребители электроэнергии не уменьшают потребление при росте цены на электроэнергию. В условиях такой неэластичности спроса активной стороной, полностью определяющей цену электроэнергии, выступают производители.

Новые тенденции в электроэнергетике, появление цифровых интервальных счетчиков электроэнергии, развитие телекоммуникаций и «интеллектуальных сетей» («smartgrid») предопределили возможность повышения эластичности потребления и привели к появлению концепции demandresponse.

Управление спросом (анг. «DemandResponse», далее – DR) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.

Управление спросом является эффективным инструментом снижения цен на рынке электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию. Упрощенно эффект от участия потребителей в управлении спросом представлен на рисунке. Плавный рост кривой предложения S сменяется резким ростом в замыкающей части, что соответствует использованию наиболее дорогих генераторов. Снижение потребления в пиковые часы с величины Q1 до величины Q2 приводит к превращению кривой спроса D1 в кривую D2 и снижению цены на электроэнергию на величину ΔP.

Снижение потребления электроэнергии может осуществляться за счет использования локальных источников энергоснабжения потребителя (в том числе резервных генерирующих объектов, накопителей энергии и др.), регулирования интенсивности работы двигателей насосно-перекачивающих систем, изменения уставки термостата для систем кондиционирования и/или холодильных установок, изменения или останова производственного цикла, частичное отключение освещения и других действий.

Управление спросом не включает в себя изменение энергопотребления, обусловленное нормальной операционной деятельностью предприятия (например, снижение потребления электроэнергии в праздничные дни).

Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями.

В настоящее время в России предпринимаются первые шаги по стимулированию потребителей к участию в повышении энергоэффективности и выравниванию графиков нагрузки, например, за счет внедрения дифференцированных по времени суток тарифов.

В целях создания условий для повышения энергоэффективности работы Единой энергосистемы России за счет привлечения потребителей оптового рынка к активному участию в регулировании спроса на электрическую энергию и мощность, получившему название ценозависимого потребления, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 699  «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 №1172».

Подробная информация о постановлении приведена в разделе Регламентирующие документы


Новости

09.08.2018 10:01

Электроэнергетика 4.0: перейти на цифру

Тенденции развития энергосистем в мире вынуждают их к «цифровому переходу» — принципиальной смене внутренней архитектуры и управления. Сайт государственного фонда фондов и институт развития венчурного рынка Российской Федерации. 02.08.2018

06.08.2018 11:01

Поведенческое управление спросом

Значительный потенциал управления спросом сосредоточен у потребителей розничного рынка – средних и малых, а также в бытовом секторе. Раскрытие этого потенциала требует создания и внедрения новых механизмов вовлечения потребителей в управление спросом. Журнал «Энергорынок», №4, 2018

03.08.2018 15:10

Blueprint Power: «Мы превращаем здания в электростанции»

Работа компании основывается на программировании, которое управляется данными, инструментах машинного обучения, автоматизирующиx управление нагрузкой, агрегировании нагрузки, а также настройки всех параметров и трансляции эффекта на энергетический рынок, учитывая особенности нагрузки разных потребителей

30.07.2018 14:34

Лиссабон запускает пилотный проект по управлению спросом

Организация по разработке новых энергетических и промышленных технологий подписала меморандум о взаимопонимании с Национальной лабораторией энергетики и геологии Португалии для реализации пилотного проекта по управлению спросом

24.07.2018 14:40

Будет ли геймификация будущим на рынке управления спросом?

Рынок управления спросом играет важную роль в изменении графика потребления энергосистемы. Пока мировые программы управления спросом успешно развиваются в коммерческом секторе, бытовой сектор развивается с трудом, решением этой проблемы возможно станут мобильные игры

17.07.2018 15:55

Опубликован информационный обзор о функционировании механизма ценозависимого снижения потребления в июне 2018 года

В обзоре приведены данные о фактическом привлечении потребителей с ценозависимым снижением потребления к разгрузке, а также величине снижения средневзвешенной цены на электроэнергию на РСВ

12.07.2018 07:26

Компания Enel X предоставит ресурсы управления спросом в объеме 62 МВт на рынке электроэнергии Италии

В Италии начинает формироваться рынок управления спросом

06.07.2018 11:54

Натурный эксперимент Системного оператора и компании «ИННОВАТТ» подтвердил возможность участия в управлении спросом потребителей малой единичной мощности

В рамках натурного эксперимента осуществлялось агрегированное управление потреблением электроэнергии географически распределенных базовых станций мобильной связи ООО «T2 МОБАЙЛ» (торговая марка «TELE2») и ПАО «МТС», расположенных на территории Москвы и Московской области

02.07.2018 13:52

Компания Itron усовершенствовала механизм «Принеси свой термостат» для большего вовлечения участников в программы управления спросом

Компания Itron, которая занимается внедрением инновационных способов управления потреблением электроэнергии и воды, является на данный момент одной из крупнейших компаний-агрегаторов нагрузки, участвующих в программах управления спросом на электроэнергию

02.07.2018 13:47

Европейский рынок управления спросом вырастет до 3,5 млрд. долларов США к 2025 году

В Европе существует необходимая инфраструктура для реализации программ по управлению спросом, однако регион демонстрирует медленные темпы перехода к новой практике из-за длительного принятия нормативно-правовых решений и отсутствия понимания технологии потребителями