О технологии ценозависимого потребления

Возможность потребителей влиять на спрос – ключевая черта любого эффективно функционирующего конкурентного рынка. Это утверждение справедливо для любого рынка, и рынок электроэнергии не исключение. Особые свойства электроэнергии как товара (одновременность производства и потребления, невозможность создания складских запасов или замены другим товаром) привели к тому, что исторически потребители не имели практической возможности влиять на баланс спроса и предложения, а, следовательно, и на цены на рынке. Потребители электроэнергии не уменьшают потребление при росте цены на электроэнергию. В условиях такой неэластичности спроса активной стороной, полностью определяющей цену электроэнергии, выступают производители.

Новые тенденции в электроэнергетике, появление цифровых интервальных счетчиков электроэнергии, развитие телекоммуникаций и «интеллектуальных сетей» («smartgrid») предопределили возможность повышения эластичности потребления и привели к появлению концепции demandresponse.

Управление спросом (анг. «DemandResponse», далее – DR) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.

Управление спросом является эффективным инструментом снижения цен на рынке электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию. Упрощенно эффект от участия потребителей в управлении спросом представлен на рисунке. Плавный рост кривой предложения S сменяется резким ростом в замыкающей части, что соответствует использованию наиболее дорогих генераторов. Снижение потребления в пиковые часы с величины Q1 до величины Q2 приводит к превращению кривой спроса D1 в кривую D2 и снижению цены на электроэнергию на величину ΔP.

Снижение потребления электроэнергии может осуществляться за счет использования локальных источников энергоснабжения потребителя (в том числе резервных генерирующих объектов, накопителей энергии и др.), регулирования интенсивности работы двигателей насосно-перекачивающих систем, изменения уставки термостата для систем кондиционирования и/или холодильных установок, изменения или останова производственного цикла, частичное отключение освещения и других действий.

Управление спросом не включает в себя изменение энергопотребления, обусловленное нормальной операционной деятельностью предприятия (например, снижение потребления электроэнергии в праздничные дни).

Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями.

В настоящее время в России предпринимаются первые шаги по стимулированию потребителей к участию в повышении энергоэффективности и выравниванию графиков нагрузки, например, за счет внедрения дифференцированных по времени суток тарифов.

В целях создания условий для повышения энергоэффективности работы Единой энергосистемы России за счет привлечения потребителей оптового рынка к активному участию в регулировании спроса на электрическую энергию и мощность, получившему название ценозависимого потребления, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 699  «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 №1172».

Подробная информация о постановлении приведена в разделе Регламентирующие документы


Новости

30.06.2021 12:15

Системный оператор представил своё видение проектов реальной цифровизации на презентации Альманаха лучших практик Ассоциации «Цифровая энергетика»

29 июня в ходе онлайн-презентации Альманаха лучших практик, созданном участниками Ассоциации «Цифровая энергетика», Системный оператор представил пилотный проект по созданию агрегаторов управления спросом

25.06.2021 13:51

Председатель Правления Системного оператора Федор Опадчий примет участие в онлайн-презентации Альманаха лучших практик «Цифровой энергетики»

Цель создания Альманаха – консолидация информации о передовом мировом опыте реализации проектов цифровой трансформации для достижения нового энергетического уклада. Российская часть издания включает в себя обзор наиболее перспективных для тиражирования инициатив отечественных компаний

21.06.2021 11:08

На третий квартал 2021 года отобран 51 агрегатор управления спросом

Отбор проводился в рамках пилотного проекта по вовлечению в управление спросом розничных потребителей с участием специализированных организаций – агрегаторов управления спросом. Заявки были поданы 58 компаниями в отношении 363 объектов управления. По итогам процедуры отобраны заявки 51 участника в отношении 330 объектов агрегированного управления

16.06.2021 11:18

Андрей Максимов: «В проект управления спросом на электроэнергию надо вовлекать широкий круг потребителей»

Работу механизма управления спросом на электроэнергию необходимо продлевать и вовлекать в неё широкий круг потребителей, рассказал Директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов на заседании комиссии РСПП по электроэнергетике на тему: «Обсуждение целевой модели управления спросом в РФ»

16.06.2021 11:09

Глава Системного оператора представил РСПП перспективы развития механизма управления спросом в ЕЭС России

Развитие технологий управления спросом – один из актуальных технологических трендов в мировой энергетике, открывающий возможности для повышения экономической эффективности рынков электроэнергии и сокращения затрат потребителей на энергоснабжение

24.05.2021 10:58

Системный оператор ознакомил потенциальных и действующих участников пилотного проекта по управлению спросом розничных потребителей с особенностями отбора на III квартал 2021 года

Специалисты Системного оператора представили итоги отбора агрегаторов управления спросом на II квартал 2021 года, рассказали об особенностях оказания услуг в апреле и мае текущего года, а также проанализировали ход подготовки к проведению отбора на июль – август 2021 года и перспективы реализации пилотного проекта