О технологии ценозависимого потребления

Возможность потребителей влиять на спрос – ключевая черта любого эффективно функционирующего конкурентного рынка. Это утверждение справедливо для любого рынка, и рынок электроэнергии не исключение. Особые свойства электроэнергии как товара (одновременность производства и потребления, невозможность создания складских запасов или замены другим товаром) привели к тому, что исторически потребители не имели практической возможности влиять на баланс спроса и предложения, а, следовательно, и на цены на рынке. Потребители электроэнергии не уменьшают потребление при росте цены на электроэнергию. В условиях такой неэластичности спроса активной стороной, полностью определяющей цену электроэнергии, выступают производители.

Новые тенденции в электроэнергетике, появление цифровых интервальных счетчиков электроэнергии, развитие телекоммуникаций и «интеллектуальных сетей» («smartgrid») предопределили возможность повышения эластичности потребления и привели к появлению концепции demandresponse.

Управление спросом (анг. «DemandResponse», далее – DR) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.

Управление спросом является эффективным инструментом снижения цен на рынке электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию. Упрощенно эффект от участия потребителей в управлении спросом представлен на рисунке. Плавный рост кривой предложения S сменяется резким ростом в замыкающей части, что соответствует использованию наиболее дорогих генераторов. Снижение потребления в пиковые часы с величины Q1 до величины Q2 приводит к превращению кривой спроса D1 в кривую D2 и снижению цены на электроэнергию на величину ΔP.

Снижение потребления электроэнергии может осуществляться за счет использования локальных источников энергоснабжения потребителя (в том числе резервных генерирующих объектов, накопителей энергии и др.), регулирования интенсивности работы двигателей насосно-перекачивающих систем, изменения уставки термостата для систем кондиционирования и/или холодильных установок, изменения или останова производственного цикла, частичное отключение освещения и других действий.

Управление спросом не включает в себя изменение энергопотребления, обусловленное нормальной операционной деятельностью предприятия (например, снижение потребления электроэнергии в праздничные дни).

Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями.

В настоящее время в России предпринимаются первые шаги по стимулированию потребителей к участию в повышении энергоэффективности и выравниванию графиков нагрузки, например, за счет внедрения дифференцированных по времени суток тарифов.

В целях создания условий для повышения энергоэффективности работы Единой энергосистемы России за счет привлечения потребителей оптового рынка к активному участию в регулировании спроса на электрическую энергию и мощность, получившему название ценозависимого потребления, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 699  «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 №1172».

Подробная информация о постановлении приведена в разделе Регламентирующие документы


Новости

29.09.2021 09:29

Спрос на минус дал плюс

Статья в газете «Коммерсантъ» №176 от 29.09.2021, стр. 9

Эксперимент по управлению спросом на электроэнергию впервые привел к экономии потребителей. Выручка компаний-агрегаторов, обеспечивающих снижение спроса, оказалась меньше, чем достигнутое снижение цены. По данным "Системного оператора", агрегаторы уменьшили стоимость покупки электроэнергии на 574 млн руб. за пять месяцев, а заработали при этом 456 млн руб. Причины - новые критерии механизма и рост объема услуг по снижению спроса, который впервые превысил 1 ГВт.

28.09.2021 10:21

Отобранный на четвертый квартал 2021 года объем снижения потребления превысил 1 ГВт

Системный оператор провел конкурентный отбор субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по управлению спросом на электрическую энергию в период с октября по декабрь 2021 года

20.09.2021 16:58

Глава Системного оператора Федор Опадчий рассказал о приоритетных направлениях развития ЕЭС на ежегодной конференции производителей энергии

20 сентября Председатель Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий выступил с докладом на пленарной сессии «Электроэнергетика в условиях энергоперехода» ежегодной профессиональной конференции «Новая Россия – новая энергетика. Генерация будущего», организованной Ассоциацией «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики».

13.08.2021 15:54

Системный оператор провел онлайн-семинар для участников пилотного проекта по управлению спросом потребителей розничного рынка электроэнергии

13 августа на вебинаре для участников пилотного проекта по управлению спросом на электрическую энергию и компаний, заинтересованных в участии в отборе исполнителей услуг на IV квартал 2021 года начальник Департамента рынка системных услуг Максим Кулешов отметил, что спустя два года с начала пилота, по-прежнему фиксируется высокий интерес потребителей и энергетических компаний к новому механизму

09.08.2021 09:03

«Пилот» по управлению спросом на электроэнергию могут продлить до конца 2022 года

В настоящее время пилотный проект по управлению спросом действует до конца 2021 года

06.08.2021 10:32

Энергетическое хеджирование: новый способ заработать на управлении спросом в Калифорнии?

OhmConnect и East Bay Community Energy используют новый подход к извлечению выгоды от привлечения бытовых потребителей электроэнергии