Приз в $100 млрд.: почему электромобили – это возможность века для энергокомпаний?
Электрический транспорт является одной из крупнейших стратегических возможностей для энергокомпаний на протяжении почти столетия. Так, например, американцы тратят примерно одинаковый объём средств на покупку бензина и электроэнергии – около 400 млрд. долларов США в год на каждый сегмент. Если бы электроэнергия могла полностью обеспечивать топливные нужды рынка легковых автомобилей, ее продажи выросли бы на 25%, что, в свою очередь, увеличило бы доходы электроэнергетических компаний на 100 млрд. долларов США в год и сэкономило бы водителям около 300 млрд. долларов США в год. Это стало бы выгодной сделкой для потребителей и большой, амбициозной целью для энергокомпаний, которые пытаются увеличить свои прибыли.
Однако рост уровня доходов является не единственным преимуществом, которое электромобили могут предложить энергокомпаниям. Использование электромобилей также способствует снижению цен на электроэнергию, что выгодно для всех потребителей. Это обусловлено тем, что зарядка электромобилей в значительной степени происходит в часы внепикового спроса на электроэнергию, и, следовательно, применение электромобилей приводит к росту продаж электроэнергии без необходимости строительства дополнительной инфраструктуры. Распределение большей суммы дохода на существующие активы снижает цены на электроэнергию, которые вынуждены устанавливать энергокомпании с целью оплаты своих затрат.
Одним из наиболее крупных преимуществ, которое электромобили могут предложить энергокомпаниям в среднесрочной перспективе, являются системные услуги. Энергокомпании все больше и больше нуждаются в гибкой управляемой нагрузке и возможности хранения электроэнергии, что помогает сгладить отклонения, связанные с применением ВИЭ, и обеспечить стабильность энергосистемы. Электромобили могут быть использованы таким образом, чтобы немедленно реагировать на сигналы системного оператора о снижении или повышении нагрузки, хранении излишков электроэнергии с целью ее дальнейшего использования, направлении сохранённой электроэнергии в энергосистему и предоставлении услуг по регулированию частоты и других системных услуг. Здесь мы можем наблюдать создание виртуального круга, где электромобили помогают энергосистеме использовать больший объём ВИЭ, что, в свою очередь, делает электромобили более конкурентоспособными в экономике с ограничениями на выбросы СО2.