Системный оператор планирует провести первый конкурентный отбор исполнителей услуг по обеспечению системной надежности до конца 2010 года

22.03.2010 16:43

Постановлением Правительства Российской Федерации № 117 от 3 марта 2010 г. утверждены правила отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг. Кроме того, постановлением внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по обеспечению системной надежности. Подписанием Премьер-министром РФ Владимиром Путиным постановления №117 завершено формирование законодательной базы для запуска с 1 января 2011 года рынка системных услуг в электроэнергетике.

Постановлением установлены виды услуг по обеспечению системной надежности, порядок отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих такие услуги, а также правила их оказания и механизмы ценообразования.

По мнению директора по развитию и сопровождению рынков ОАО «СО ЕЭС» Федора Опадчего, документом установлены все необходимые для запуска рынка системных услуг в России нормативные условия его функционирования: «С подписанием этого документа можно говорить о создании практических условий к полноформатному запуску нового сегмента российского рынка электроэнергии и мощности – рынка системных услуг».

Рынок системных услуг (услуг по обеспечению системной надежности) – один из инструментов поддержания требуемого уровня надежности и качества функционирования Единой энергетической системы России (ЕЭС России) в условиях полной либерализации рынков электроэнергии и мощности начиная с 2011 года.

Главной задачей работы рынка системных услуг является создание экономических механизмов для привлечения субъектов электроэнергетики к участию в поддержании требуемого уровня надежности и качества функционирования ЕЭС России. «Запуск рынка системных услуг позволит экономически стимулировать владельцев энергообъектов и потребителей к обеспечению необходимых для стабильного функционирования ЕЭС России свойств и параметров генерирующего и сетевого оборудования, энергопринимающих устройств», – отметил Федор Опадчий.

Функция по обеспечению установленных параметров надежности функционирования ЕЭС России возложена государством на ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы». Важную роль в процессе обеспечения стабильной работы энергосистемы играют регулирование частоты и перетоков мощности, напряжения и реактивной мощности, развитие систем противоаварийного управления. Рынок системных услуг создает источник для финансирования соответствующих расходов владельцев оборудования, которые не могут быть скомпенсированы в рамках рынка электроэнергии или мощности.

Постановлением правительства определены 4 вида услуг по обеспечению системной надежности:

  • услуги по нормированному первичному регулированию частоты с использованием генерирующего оборудования электростанций;
  • услуги по автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций (за исключением гидроэлектростанций установленной мощностью более 100 МВт);
  • услуги по регулированию реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания соответствующих услуг не производится электрическая энергия;
  • услуги по развитию систем противоаварийного управления  в Единой энергетической системе России.

Услуги по обеспечению системной надежности будут оказываться генерирующими компаниями, а также крупными потребителями электроэнергии. Конечными получателями услуг станут субъекты оптового рынка – покупатели электроэнергии и мощности.

В соответствии с постановлением правительства Системный оператор осуществляет отбор субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, заключение с такими субъектами договоров и оплату услуг, а  также координацию действий участников рынка системных услуг.

Системный оператор будет осуществлять отбор поставщиков системных услуг тремя способами:

  • путем проведения конкурентного отбора исполнителей услуг, исходя из критерия минимизации стоимости оказания услуг по обеспечению системной надежности путем сопоставления поданных ими ценовых заявок – для услуг по нормированному первичному регулированию частоты и автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности;
  • путем запроса предложений о готовности оказывать соответствующие услуги или заключения договора с единственным возможным исполнителем услуги – для услуг по регулированию реактивной мощности и развитию систем противоаварийного управления;
  • путем определения объектов по производству электрической энергии, в силу технологических особенностей работы которых для их владельцев устанавливается обязанность по оказанию услуг по обеспечению системной надежности.

При этом установление обязанности для отдельных субъектов электроэнергетики предполагается использовать как исключительный механизм в тех случаях, когда иные способы отбора не дали результата.

Конкурентный отбор исполнителей системных услуг допускает участие в нем как субъектов рынка, генерирующее оборудование которых уже готово к работе в особых режимах, так и субъектов рынка, генерирующее оборудование которых потенциально может использоваться для оказания услуг при условии проведения его модернизации. По словам Федора Опадчего, жесткого требования по готовности оборудования к оказанию системных услуг на момент проведения отбора нет, но оно должно обладать необходимыми характеристиками к моменту начала оказания услуги.

По итогам отбора с исполнителем системных услуг будет заключаться договор, согласно которому Системный оператор обязуется покупать услугу и оплачивать ее, а исполнитель обязуется оказать услугу в определенном объеме и с заданными характеристиками.

Средства на оплату системных услуг будут поступать от покупателей оптового рынка электроэнергии и мощности в соответствии с установленным Федеральной службой по тарифам (ФСТ) специальным дополнительным тарифом на услуги Системного оператора, предназначенным для целевого использования в рамках рынка системных услуг и механизма гарантирования инвестиций.

Оплата системных услуг будет проводиться только на основании подтвержденного факта их оказания. «В связи с высокой технологической сложностью услуг Системный оператор будет осуществлять контроль с использованием специализированных технических средств за тем, с каким качеством и в каком объеме они были оказаны», ─ подчеркнул Федор Опадчий.

В рамках подготовки к запуску рынка системных услуг Системный оператор в течение 2010 года разработает дополнительные технические документы, необходимые для функционирования рынка.

Проведение первого конкурентного отбора запланировано на конец 2010 года.