Системный оператор подвел итоги первого отбора поставщиков системных услуг по регулированию реактивной мощности без производства электроэнергии

13.07.2011 17:03

ОАО «РусГидро», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «ТГК-1» и ОАО «Красноярская ГЭС» в 2011 году будут оказывать системные услуги в части регулирования реактивной мощности без производства электрической энергии. Решение об оказании услуг этими компаниями принято по результатам отбора поставщиков, завершившегося 11 июля.

Услуги по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии – один из четырех видов услуг по обеспечению системной надежности (системных услуг). Запуск рынка системных услуг состоялся в начале 2011 года с началом оказания энергоблоками тепловых электростанций в ЕЭС России услуг по нормированному первичному регулированию частоты (НПРЧ) и автоматическому вторичному регулированию частоты и перетоков активной мощности (АВРЧМ).

Оказание услуг по регулированию реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания этих услуг не производится электрическая энергия, предусматривает работу генерирующего оборудования в режиме синхронного компенсатора. Использование оборудования гидростанций для оказания таких услуг само по себе не снижает возможность производить электрическую энергию, поскольку оборудование переводится в режим синхронного компенсатора только в случае невозможности или невостребованности его работы в генераторном режиме.

По итогам проведенного отбора, оказание этого вида услуг в 2011 году будет осуществляться с использованием 85 гидрогенераторов суммарной установленной мощностью более 12000 МВт. Совокупное плановое число часов оказания услуг в 2011 году отобранными гидрогенераторами превышает 28000 часов.

Привлекаемые для оказания услуг гидрогенераторы распределены по объединенным энергосистемам (ОЭС) Единой энергосистемы России следующим образом:

  • ОЭС Северо-Запада – 4 генератора суммарной мощностью 268 МВт;
  • ОЭС Центра – 6 генераторов суммарной мощностью 1200 МВт;
  • ОЭС Средней Волги – 10 генераторов суммарной мощностью 760 МВт;
  •  ОЭС Юга – 18 генераторов суммарной мощностью 1409 МВт;
  • ОЭС Урала – 27 генераторов суммарной мощностью 942 МВт;
  • ОЭС Сибири – 20 генераторов суммарной мощностью 7750 МВт.

Отбор поставщиков услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии проводился в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 117 «О порядке отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг, а также об утверждении изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по обеспечению системной надежности».

Извещение о проведении отбора путем запроса предложений у субъектов электроэнергетики о готовности оказывать такие услуги в 2011 году было направлено пяти генерирующим компаниям (ОАО «РусГидро», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «ТГК-1», ОАО «Красноярская ГЭС» и ООО «Лукойл-Экоэнерго»), владеющим ГЭС. Компаниям были предложены типовые условия оказания услуг, включающие в себя технические требования к оборудованию, порядок ценообразования на услуги, стандартизованные формы заключаемых договоров и порядок осуществления контроля за оказанием услуг.

5 июля в присутствии представителей компаний состоялась процедура вскрытия конвертов с предложениями о готовности оказывать услуги по регулированию реактивной мощности. Предложения были поданы четырьмя генерирующими компаниями в отношении 85 гидроагрегатов.

Первый отбор поставщиков услуг по регулированию реактивной мощности проводился только в отношении гидроагрегатов ГЭС, как наиболее часто привлекаемых к работе в режиме синхронного компенсатора. В течение 2011 года Системный оператор планирует провести дополнительные отборы поставщиков услуг по регулированию реактивной мощности без производства электрической энергии среди субъектов электроэнергетики, владеющих объектами тепловой генерации.

Информация о рынке системных услуг

Рынок услуг по обеспечению системной надежности (системных услуг) - один из инструментов поддержания необходимого уровня надежности и качества функционирования Единой энергетической системы России (ЕЭС России) в условиях полной либерализации рынков электроэнергии и мощности, начиная с 2011 года.

Виды услуг по обеспечению системной надежности, порядок отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих такие услуги, а также правила их оказания и механизмы ценообразования определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 №117 «О порядке отбора субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, и оказания таких услуг, а также об утверждении изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по обеспечению системной надежности».

Постановлением определены следующие виды системных услуг:

  • нормированное первичное регулирование частоты с использованием генерирующего оборудования электростанций;
  • автоматическое вторичное регулирование частоты и перетоков активной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций (за исключением ГЭС установленной мощностью более 100 МВт);
  • регулирование реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, на котором в течение периода оказания соответствующих услуг не производится электрическая энергия;
  • развитие систем противоаварийного управления (включая установку (модернизацию) соответствующих устройств) в Единой энергетической системе России.

Предельный объем средств на оказание системных услуг ежегодно утверждается Федеральной службой по тарифам. Системный оператор осуществляет отбор поставщиков услуг, направленный на минимизацию стоимости оказываемых услуг в рамках установленного предельного объема средств, заключение с отобранными субъектами электроэнергетики договоров, контролирует качество и объем оказанных услуг, производит их оплату, а также координирует действия участников рынка системных услуг.