СМИ о Системном операторе

Интервью директора по информационным технологиям «СО ЕЭС» Глеба Лигачева

29.12.2014    09:28

Глеб Лигачев, директор по информационным технологиям «СО ЕЭС»

Глеб Лигачев, директор по информационным технологиям «СО ЕЭС»

В ноябре 2014 года Совет директоров ОАО «СО ЕЭС» утвердил политику развития информационных технологий компании на период до 2018 года. О том, как она будет реализовываться, а также о текущих ИТ-проектах в интервью TAdviser рассказал Глеб Лигачев, директор по информационным технологиям ОАО «СО ЕЭС».

TAdviser: Глеб Владимирович, недавно Системный оператор Единой энергетической системы принял политику развития информационных технологий на период до 2018 года. Расскажите, пожалуйста, в связи с чем возникла необходимость разработки документа и как долго шел этот процесс?

Глеб Лигачев: Процесс разработки, согласования и утверждения ИТ-политики занял около полутора лет. Потребность в таком комплексном стратегическом документе, как ИТ-политика, вытекает из особенностей Системного оператора. Будучи государственной компанией, финансируемой по тарифу, мы ежегодно согласовываем с Минэнерго и утверждаем в Федеральной службе по тарифам все наши планы, в том числе и в области ИТ. Нам приходится доказывать, что наши действия являются частью комплексного подхода к развитию и направлены на повышение эффективности использования инфраструктуры и инвестиций. Эти диалоги бывают совсем непростыми, поскольку многое в деятельности Системного оператора, является уникальным для электроэнергетики, и нас невозможно сравнить с другими компаниями.

Разработанная и принятая Советом директоров ИТ-политика дополнила один из основных документов компании – техническую политику ОАО «СО ЕЭС». В документе представлен целостный взгляд на развитие ИТ для целей оперативно-диспетчерского управления энергосистемой страны. С этим документом и совету директоров ОАО «СО ЕЭС», и государственным органам будет проще понимать и воспринимать, что мы делаем, поскольку теперь есть цельная картина, созданная с привлечением известного консультанта мирового уровня – компанией Accenture – и официально утвержденная.

TAdviser: Какие ключевые проекты планируется реализовать в рамках политики развития ИТ?

Глеб Лигачев: В политике прописано более 30 так называемых стратегических инициатив. Они разбиты по нескольким основным сегментам: технологические системы, ИТ-инфраструктура и информационная безопасность, телекоммуникации и связь, нетехнологические системы, организация и процессы самого блока информационных технологий. Каждая из инициатив – дорожная карта с основными вехами, может состоять из нескольких подпроектов. Политика включила в себя более 50 проектов по развитию конкретных ПАКов и ИУСов (программно-аппаратных комплексов и информационно-управляющих систем — ред.), используемых при управлении энергосистемой.

TAdviser: С чего вы намерены начать реализацию ИТ-политики?

Глеб Лигачев: Одна из первостепенных задач – недопущение моральной и физической деградации технического ИТ-обеспечения диспетчерского управления. Все в ИТ меняется быстро. У нас накопилось много устаревшего оборудования. Например, более 1400 серверов и систем хранения данных работают дольше, чем это принято для соответствующего типа технологического оборудования, учитывая высокие требования к надежности его работы.

Создавая ЦОДы в региональных диспетчерских управлениях, используя виртуализацию систем, мы гораздо быстрее и дешевле выведем из работы устаревшее оборудование. За 2-3 года мы планируем сократить количество серверов в два раза, увеличив при этом вычислительную мощность. ИТ-политика позволит упростить этот процесс и сделать его короче, поскольку мы избавлены от долгих дискуссий «зачем вам опять покупать ту же технику, что вы покупали в прошлом году».

Мы будем продолжать развивать инфраструктурные технологические системы, поскольку управление развивающейся инфраструктурой электроэнергетики становится все более сложным. Планируем внедрять IP-телефонию как замену офисной, построенной на платформах предыдущего поколения. В скором времени на IP-телефонию перейдут все производители, и мы должны быть к этому готовы. Конечно, в числе приоритетных проекты по информационной безопасности.

TAdviser: Как сейчас устроена ИТ-инфраструктура ОАО «СО ЕЭС»? Есть ли единый центр обработки данных?

Глеб Лигачев: Основным элементом ИТ-инфраструктуры Системного оператора является телекоммуникационная инфраструктура, поскольку мы получаем телеметрическую информацию с десятков тысяч объектов электроэнергетики. Кроме того, у нас установлена диспетчерская голосовая связь с объектами, которыми мы управляем, и большинство каналов связи задублированы по действующим требованиям. Также у нас есть система внутренней связи и передачи данных – мультисервисная сеть, которая связывает филиалы, и эти каналы также дублируются.

Принцип построения информационной инфраструктуры ОАО «СО ЕЭС» состоит в том, что с точки зрения информационного обмена все наши филиалы составляют единое целое, но при этом каждый филиал сможет продолжить свою основную деятельность, если по каким-то причинам вдруг станет автономным. Чтобы представлять масштабы инфраструктуры, могу сказать, что у нас сейчас по всей стране насчитывается 60 диспетчерских центров: главный – в Москве, 7 объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) и 52 региональных диспетчерских управления (РДУ).

Основные технологические системы работают в каждом филиале компании на собственных серверах, соответственно, там же есть и персонал, который эти системы круглосуточно поддерживает и обслуживает. Учитывая особенности оперативно-диспетчерского управления, требующие беспрецедентной надежности и работы в автономной режиме, даже с учетом распределенной по всей стране филиальной структуры Системного оператора, такие технологии, как облака и крупные ЦОДы, нам не очень помогают.

TAdviser: Есть ли у вас уже понимание, какие информационные системы в ходе реализации ИТ-политики продолжат работу, а какие прекратят существование?

Глеб Лигачев: Мы планируем значительно сократить число различных локальных средств автоматизации технологических процессов, существующих в наших филиалах. Многие из этих решений достались им еще с «дореформенных» времен, когда региональные диспетчерские управления входили в состав дочерних компаний ОАО РАО «ЕЭС России». Эти программные средства, конечно, учитывают некоторые региональные особенности операционных зон филиалов, но такие уникальные комплексы зачастую требуют значительных усилий на их поддержку и развитие, а также невозможность встроить их в глобальные корпоративные системы. Все это в целом снижает надежность ИТ-инфраструктуры и средств диспетчерского технологического управления энергосистемой.

В ряде филиалов более 50% всех систем представлены таким программным обеспечением. В ИТ-политике поставлена цель к 2018 году значимо увеличить количество корпоративных решений, что в свою очередь поможет еще больше унифицировать деловые процессы в компании.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, какие наиболее значимые ИТ-проекты сейчас ведутся в компании?

Глеб Лигачев: Из технологических систем стоит отметить создание уникальной в рамках планеты трехуровневой автоматизированной системы формирования расчетных и эквивалентных моделей для расчета режимов и оценивания состояния на базе серии стандартов CIM (МЭК 61970, 61968), создание Информационно-аналитической системы долгосрочного планирования для всех уровней оперативно-диспетчерского управления, внедрение Информационной системы выбора состава включенного генерирующего оборудования, развитие Системы определения максимально допустимых перетоков мощности, и конечно постоянное развитие Центральной координирующей и централизованных систем автоматического регулирования частоты и перетоков мощности.

Мы начали централизацию вспомогательных систем: бухгалтерского учета, управления кадрами. В большей части страны подняли системы с уровня РДУ на уровень ОДУ. Централизуем электронную почту. Будет ли этот процесс развиваться в сторону еще большей централизации, мы еще не решили, но, по крайней мере, филиалы РДУ от офисных систем мы разгружаем. Начали автоматизацию управления ИТ-активами.

Активно движется процесс создания ЦОДов, о котором я уже упоминал. К настоящему моменту созданы ЦОДы во всех семи ОДУ, в режиме виртуализации туда перенесено большинство внутренних систем, каковых в каждом филиале насчитывается около сотни. В конце 2014 года мы планируем запустить такой ЦОД и в исполнительном аппарате в Москве. В него будет мигрировано около 200 серверов. На этом создание крупных ЦОДов пока завершаем и будем создавать небольшие ЦОДы в РДУ. Этот процесс рассчитан на 2 года, но рост стоимости валюты растянет его на более длительный срок.

Параллельно с созданием ЦОДов ведется проект виртуализации размещающихся в них систем. На сегодня виртуализировать нам удалось практически все, кроме технологических систем, работающих в режиме реального времени.

Еще один интересный и сложный проект, который мы реализуем, – внедрение IP-телефонии на базе решений Cisco для офисного сегмента связи. Сейчас, и диспетчерская связь, и офисная обеспечиваются в рамках одной АТС. Мы разделяем связь на две параллельные системы: диспетчерская и общих нужд. Это позволит существенно разгрузить диспетчерские телефонные станции, одновременно предоставив не диспетчерскому персоналу весь спектр современных универсальных функций: видеозвонки, совместную работу с документами в режиме конференции, работу с мобильных устройств.

Особую ценность мы видим в повышении надежности работы основной технологической связи за счет разделения критического голосового трафика и «офисного», а также получения принципиально независимой резервной технологии передачи голоса. Помимо этого, мы нарабатываем опыт использования IP-телефонии и ее интеграцию с традиционными для российской электроэнергетики системами связи. В недалеком будущем и диспетчерская связь пойдет в сторону IP, а Системный оператор должен быть к этому готов. К тому же IP-телефония удобнее в обслуживании и будет обходиться дешевле.

TAdviser: Насколько унифицированной сейчас является ИТ-инфраструктура в вашей компании?

Глеб Лигачев: Мы стараемся придерживаться узкого круга производителей и линеек оборудования по той причине, что нам требуется высокая надежность в работе всех систем, а для ее обеспечения необходим квалифицированный персонал. Когда у компании один вендор и одна линейка оборудования, найти и обучить 200 инженеров работе с ней проще, нежели в масштабах всей страны искать и обучать специалистов для одновременной работы с техникой разных производителей. Основной вендор по серверам у нас был IBM, который теперь влился в Lenovo. К слову, сотрудничество с Lenovo неожиданно оказалось удачным с точки зрения снижения потенциальных рисков прекращения поддержки, поставки запчастей и т.д., когда в отношении России были введены санкции.

TAdviser: Какова численность ИТ-штата в Системном операторе?

Глеб Лигачев: ИТ-специалисты у нас распределены по стране, так как диспетчерские центры, как я уже говорил, физически располагаются более чем в 50-ти регионах России. В общей сложности в ИТ-блоке сейчас работает более 1,8 тысячи специалистов. Это значимая часть трудового коллектива, так как всего в компании работает около 7,5 тысячи человек.

В каждом филиале в блоке ИТ от 25 до 50 человек. В исполнительном аппарате, который помимо сопровождения ИТ-инфраструктуры Главного диспетчерского центра, еще управляет разработкой всех централизованных и типовых решений, чуть более 140 человек.

TAdviser: Если говорить о российских решениях, то ввиду сложившейся экономической обстановки и санкций планируете ли вы какие-то импортные решения, использующиеся в компании, менять на российские?

Глеб Лигачев: Мы принимаем меры, чтобы обеспечить независимость от стран, которые налагают на нас санкции. Как я уже говорил, с серверами IBM на сегодня эта проблема в целом решена, поскольку теперь это направление принадлежит китайской компании Lenovo. В 2014 году мы сменили поставщика персональных компьютеров: раньше это была компания HP, а с этого года и поставщик ПК у нас тоже Lenovo.

Что касается программного обеспечения, то в системах, не являющихся ключевыми, мы также постепенно переходим на российские решения. Бухгалтерский, управленческий учет, управление персоналом, документооборот у нас отечественные. Реализовывать систему управления ИТ-активами тоже будем на российских решениях.

По технологическим системам вопрос импортозамещения практически стоит менее остро, поскольку большинство из них являются российской разработкой. В России уникальная энергосистема, и готовые западные разработки в области оперативно-диспетчерского управления нам часто не подходят с точки зрения алгоритмов и функциональности. Поэтому исторически в части обеспечения технологической деятельности Системного оператора большинство ключевых систем создавалось российскими разработчиками с учетом специфики работы ЕЭС России и нередко — исключительно под задачи Системного оператора.

TAdviser

Подписка  Подписаться на новости