СМИ о Системном операторе

«Школа – вуз – предприятие»: программа подготовки кадров

10.07.2014    10:30

Светлана Чеклецова, заместитель директора по корпоративному управлению, ОАО «СО ЕЭС», Москва

Как преодолеть кадровый дефицит в условиях оттока профессиональных кадров в отрасли и снижения интереса к специальности? В статье рассматривается опыт ОАО «СО ЕЭС» по подготовке специалистов-электроэнергетиков на примере создания проекта формирования потенциального кадрового резерва для оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России на этапе среднего образования.

Большинство сотрудников ОАО «СО ЕЭС» (далее – Системный оператор) – инженерно-технические специалисты, обеспечивающие непрерывное управление электроэнергетическими режимами и развитием Единой энергосистемы России. Задачи Системного оператора уникальны, в других энергетических компаниях страны отсутствует большинство функциональных обязанностей персонала Системного оператора в аналогичном виде. Сложность и уникальность выполняемых функций, в свою очередь, обусловливают сложность и длительность подготовки кадров для Системного оператора. По этой причине вузы страны не готовят (и ранее не готовили) специалистов для оперативно-диспетчерского управления энергосистемой в массовом порядке. Такие профессионалы всегда были «штучным товаром», их дополнительная подготовка велась непосредственно на рабочих местах после окончания вуза. В 1990-е гг. к этому добавилась ситуация кадрового голода, характерная для всех сфер российского рынка труда, включая энергетическую отрасль.

Одним из способов преодоления кадрового дефицита и подготовки потенциального кадрового резерва для Системного оператора, а также других предприятий электроэнергетической отрасли стал разработанный ОАО «СО ЕЭС» проект подготовки специалистов-электроэнергетиков «Школа – вуз – предприятие». 

«Школа – вуз – предприятие»: цели и задачи проекта 

Цель проекта – профессиональная вузовская подготовка высококвалифицированных специалистов из числа представителей технически одаренной молодежи, осознанно выбравших для своей будущей профессиональной карьеры работу в Системном операторе, имеющих качественные базовые теоретические знания и специализированные практические навыки, позволяющие быстро адаптироваться к задачам компании.

Проект «Школа – вуз – предприятие» имеет максимально универсальную конструкцию, позволяющую совместить его с кадровыми потребностями других предприятий отрасли.

Проект реализуется совместно несколькими заинтересованными сторонами:

  • общеобразовательными учреждениями (школами, лицеями, гимназиями);
  • вузами, имеющими профильные кафедры;
  • энергетическими предприятиями (Системным оператором и др.);
  • благотворительным фондом «Надежная смена»[1] (далее – Фонд).

Проект действует в операционных зонах региональных филиалов Системного оператора. Он стартовал в 2007 г. в Екатеринбурге и Томске – городах, расположенных в операционных зонах филиалов «Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Урала» (ОДУ Урала) и «Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Сибири» (ОДУ Сибири). В последующие годы в реализацию проекта включились другие города: в 2009 г. – Самара (ОДУ Средней Волги), в 2010 г. – Новочеркасск, Ставрополь и Пятигорск.

Реализацию проекта можно условно разделить на три этапа: довузовский (школьный), вузовский и послевузовский. В определенной степени на каждом этапе задействованы и общеобразовательные школы, и вузы, имеющие профильные электроэнергетические кафедры, и электроэнергетические предприятия – потребители выпускников проекта.

В рамках каждого этапа проекта реализуется собственная программа мероприятий, однако все они тесно связаны друг с другом.

Основные задачи проекта:

  • на довузовском (школьном) этапе формирование у выпускников школ осознанного выбора профильной (энергетической) специальности и вуза для продолжения обучения;
  • на вузовском этапе отбор наиболее успешных студентов для практики и стажировки в филиалах системного оператора, других энергокомпаниях, а также дальнейшее трудоустройство;
  • на послевузовском этапе эффективная профессиональная и социальная адаптация молодого специалиста на предприятии, а также корректировка и совершенствование системы подготовки в рамках проекта.

Далее рассмотрим первый, довузовский этап проекта «Школа – вуз – предприятие».

Довузовский (школьный) этап проекта

На довузовском (школьном) этапе решаются задачи выбора общеобразовательных школ, формирования в них «энергетических» классов и групп на базе школьников старших классов, организации процесса предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации, выбора будущей профессии и вуза. В обучении будущих энергетиков появляются элементы научных исследований и конструкторских разработок, что значительно расширяет профессиональный кругозор будущих специалистов. В выполнении этих задач кроме школьников участвуют преподаватели средних учебных заведений и вузов, студенты и преподаватели профильных кафедр, специалисты предприятий электроэнергетики, специалисты и руководители Системного оператора.

На начальной стадии отношения между участниками проекта выстраиваются следующим образом:

  • для разъяснения целей и задач проекта проводятся встречи с руководителями общеобразовательных учреждений, старшеклассниками и их родителями; осуществляется помощь школам в формировании «энергетических» групп;
  • организуется разработка плана углубленной подготовки по ряду предметов, программы специальных курсов, плана дополнительных учебных и внеучебных мероприятий;
  • к сотрудничеству со школами привлекаются преподаватели профильных кафедр опорных вузов.

На довузовском этапе в проекте участвуют 15 школ в восьми городах – административных центрах регионов в пределах операционных зон филиалов Системного оператора[2].

Организационную работу по включению общеобразовательного учреждения в проект выполняет директор Фонда. С участием экспертов Фонда формируется база данных общеобразовательных учреждений, выбираются наиболее перспективные – специализированные или с углубленным изучением предметов технического цикла (например, специализированные школы с физико-математическим уклоном). Далее ведется переписка с администрацией с разъяснением задач проекта, готовятся и проводятся встречи с педагогическим коллективом, учащимися старших классов и их родителями, проводятся встречи с руководством филиалов ОАО «СО ЕЭС», руководством и преподавателями профильных кафедр вузов. Итогом данной работы является подписанный всеми сторонами договор о реализации проекта на базе общеобразовательного учреждения.

В работе по профессиональной ориентации заинтересовано большинство общеобразовательных учреждений, но для этого у них, как правило, недостаточно собственных ресурсов. Откликаясь на предложение Фонда, школы действуют в интересах старшеклассников в соответствии с их потребностью в получении профориентационных знаний, способных помочь определиться с выбором будущей профессии.

В начале каждого учебного года из учащихся десятых-одиннадцатых классов (а иногда с привлечением девятиклассников) формируются сборные «энергетические» классы численностью от 10 до 30 человек. При отборе в них принимаются во внимание способности ученика, согласие его родителей и рекомендации преподавателей.

Обучение в рамках довузовского этапа осуществляется по принципу элективных курсов: учащиеся выбирают занятия в «энергетических» классах из числа всех аналогичных образовательных курсов, которые предлагает старшеклассникам конкретное общеобразовательное учреждение.

Участие старшеклассников в проекте базируется на принципах добровольности и инициативности, что формирует зону ответственности будущих профессионалов-энергетиков: они сами решают, продолжать им участвовать в программе предпрофессиональной подготовки или нет. К выпускному учебному году состав «энергетических» классов корректируется: в группах продолжают обучение высокомотивированные участники, заинтересованные в знании точных дисциплин, определившиеся с будущей профессией или вузом. Как правило, эти старшеклассники имеют итоговые оценки по точным дисциплинам не ниже «хорошо» и «отлично».

В апреле-мае каждого учебного года проводится опрос по поводу приоритетных направлений продолжения образования. Форма опроса – произвольная для каждого общеобразовательного учреждения, задача – узнать потенциальное число абитуриентов профильных специальностей.

Благотворительная направленность Фонда задает особенности оценки результатов проекта. В частности, отсутствует выраженный в количественных показателях план по поступлению выпускников в вузы. Практикуется неформализованная экспертная оценка результатов довузовского этапа. Эксперты – представители Системного оператора и руководства Фонда – считают удовлетворительными результаты этого этапа в том случае, если на профильные кафедры вузов поступает 50% и более выпускников «энергетических» классов. Так, в 2013 г. в профильные энергетические вузы поступили 53 выпускника «энергетических» классов – это более половины участников проекта довузовского этапа, причем 43 выпускника поступили на специальности, являющиеся профильными для Системного оператора.

С участниками проекта не заключаются договоры, обязывающие их отработать какое-то время в Системном операторе после получения диплома или вернуть средства, вложенные в их обучение в «энергетических» классах, подготовку к поступлению в вуз или стипендиальную программу. 

Особенности обучения и профориентации 

Программа обучения в «энергетических» классах включает несколько основных направлений подготовки и профориентации  

Программа обучения и профориентации в «энергетических» классах

Содержание

Комментарии

Общеобразовательные дисциплины

Углубленный курс профильных для электроэнергетики общеобразовательных предметов и предметов, необходимых для сдачи ЕГЭ:

  • физика – 30–36 доп. уч. ч;
  • математика – 30–36 доп. уч. ч;
  • русский язык – 18–30 доп. уч. ч

Количество часов – в зависимости от уровня подготовки школьников. Преподаватели – из школ и профильных кафедр вузов, заинтересованные в притоке в вуз хорошо подготовленных мотивированных студентов, сознательно выбравших будущую специальность. Работа преподавателей оплачивается в соответствии с  тарифной сеткой, из расчета академического часа, на основе гражданско-правового договора

Специальный курс по электроэнергетике

Специальности:

  • электроэнергетика (140200);
  • релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем (ЭЭС) (140203);
  • электрические станции (140204);
  • электроэнергетические системы и сети (140205);
  • электроэнергетика и электротехника (140400);
  • лекции – до 38 часов;
  • практические занятия на базе школ и в лабораториях профильных кафедр вузов – до 48 ч;
  • самостоятельная научно-практическая работа;
  • рефераты

Программа спецкурса разработана на основе преподаваемых в вузах аналогичных дисциплин.

Спецкурс включает основные сведения об ЭЭС, их техническом управлении и экономике, а также сведения о профильных вузах (кафедрах), в которые могут поступать учащиеся «энергетических» классов.

Преподаватели профильных кафедр вузов. Программа посвящена популяризации знаний об электроэнергетике как одной из наиболее важных промышленных отраслей экономики и изучению основ ее функционирования. Школьники получают сведения об электроэнергетических системах и их элементах, силовом оборудовании, качестве электрической энергии и экономических аспектах функционирования энергосистемы

Научно-практическая деятельность

Выполнение практической работы по теме из списка тем научно-практических работ, заявленных в программе спецкурса

В рамках направления подготовки школьники тесно взаимодействуют с профильными кафедрами вузов, участвующих в проекте. Каждому учащемуся назначается консультант преподаватель вуза, по рекомендации которого выбирается тема работы и осуществляется ее реализация

Экскурсионная программа

Знакомство с энергетическими предприятиями и кабинетные презентации компаний, экскурсии на профильные кафедры вузов, в научно-исследовательские институты и научно-технические лаборатории

Экскурсионная программа разрабатывается экспертами Фонда для каждого региона. Во время экскурсий старшеклассники встречаются как со специалистами технологического блока для знакомства с ключевыми энергообъектами, так и с представителями HR-структур, которые освещают социальную политику компании и карьерные перспективы

Научно-техническое творчество

Фонд видит своей особой задачей вовлечение старшеклассников в научно-техническое творчество. С этой целью его сотрудники ежегодно организуют региональные и межрегиональные мероприятия по темам электроэнергетики: конкурс инженерных решений, конференцию «Электроэнергетика глазами молодежи» и др. В качестве экспертов и членов жюри на таких мероприятиях выступают руководители и специалисты предприятий электроэнергетики. К участию в них привлекаются старшеклассники «энергетических» классов. В качестве консультантов и членов жюри выступают сотрудники профильных кафедр вузов, представители Системного оператора и других энергокомпаний.

Научно-практические мероприятия включают обязательную командную составляющую – создание сборных межшкольных команд для работы в научных проектах. Например, в процессе подготовки к Третьей научно-практической конференции школьников «Энергия потенциала», состоявшейся в 2013 г. при участии Системного оператора и Екатеринбургской электросетевой компании (ЕЭСК), школьники 10–11-х классов Екатеринбурга в течение 2012–2013 учебного года в пяти межшкольных рабочих группах изучали проблемы энергообеспечения Екатеринбурга. Результаты их научно-технического творчества, представленные в форме докладов и презентаций, оценивались жюри, в состав которого входили сотрудники профильных кафедр Уральского федерального университета (УрФУ), эксперты Фонда, специалисты технологического блока и руководители Системного оператора и ЕЭСК.

Одно из центральных мероприятий научно-практического характера – ежегодный Конкурс инженерных решений, который проводится в целях развития научно-технического и инженерного мышления школьников и привлечения наиболее технически одаренных из них к решению важных общественных задач. Также по итогам этого конкурса отбирают учащихся десятых классов для участия в Межрегиональной летней образовательной школе «Энергия молодости».

Конкурс инженерных решений проводится в два этапа: региональный и межрегиональный. Последний является финальным и проходит в рамках образовательной школы «Энергия молодости».

В 2013 г. в региональном этапе конкурса инженерных решений участвовало 24 проекта из шести городов. Общая численность участников (команд и отдельных конкурсантов) – 51 человек. К межрегиональному этапу было допущено 17 проектов из шести городов.

В рамках конкурса инженерных решений учащиеся изготавливают технические устройства: макеты, масштабные модели, имеющие непосредственное отношение к электротехнике и электроэнергетике. Каждое устройство сопровождается техническим паспортом. Устройства изготавливаются из общедоступных материалов, поддержку и сопровождение работ обеспечивают учителя физики школ, а также преподаватели и сотрудники профильных кафедр вузов. Работы конкурсантов оценивает экспертная комиссия, в состав которой входят представители школ, вузов и Фонда.

Победители научно-практических мероприятий, проводимых Фондом,награждаются дипломами и ценными призами. Команды победителей могут награждаться экскурсионными поездками[3].

Дополнительный стимул развития научного потенциала школьников – грантовая программа Фонда, включающая образовательные и travel-гранты. Последние дают возможность принять участие во всероссийских и международных научных мероприятиях (конкурсах, конференциях).

Школа по своей инициативе отбирает научные мероприятия (конкурсы, конференции школьников и студентов, олимпиады, выставки научно-технического творчества и пр.), рекомендует старшеклассникам принять в них участие и оформляет заявку на грант. Фонд рассматривает заявку, осуществляет отбор и финансирует поездку школьников или команд на мероприятия, соответствующие его профилю (физика, математика, информатика и другие дисциплины технического цикла).

Таким образом, в течение учебного года старшеклассники каждого региона, задействованного в проекте, принимают участие более чем в 15 научно-практических конференциях и конкурсах.

Образовательные гранты даются и для углубленного изучения профильных предметов. Фонд оплачивает дополнительные занятия участников «энергетических» групп с целью максимально качественной подготовки к Единому государственному экзамену.

Формирование сообщества юных энергетиков

Одна из целей первого этапа проекта «Школа – вуз – предприятие» – включение в профессиональное энергетическое сообщество, что служит для школьников дополнительным мотивирующим фактором. Достичь этой цели позволяют программы, объединяющие школьную и вузовскую молодежь, преподавателей и аспирантов вузов, сотрудников и руководителей энергетических предприятий.

Специализированные тренинговые программы. «Поколение Е (Еnergy)»тренинговая программа, которая ежегодно проводится студентами старших курсов, магистрантами и преподавателями для студентов младших курсов. Школьники – участники проекта выступают в этих тренингах наблюдателями. Эксперты Системного оператора и Фонда на протяжении всего тренинга оценивают, какими знаниями и навыками обладают учащиеся, как они проявляют себя, умеют ли принимать самостоятельные решения и работать в команде.

К особенностям программы относятся:

  • создание условий для активного общения студентов и школьников между собой;
  • моделирующий практикум, в ходе которого в игровой форме отрабатываются методы проектирования энергообъектов или систем электроснабжения;
  • проведение деловой игры, направленной на формирование у школьников и студентов представления об электроэнергетике в целом, и определение своего профессионального места в ней.

Тренинги по командообразованию проводятся, в частности, среди школьников. Их особенность – погружение стандартных командных заданий в условный контекст электроэнергетики. 

Межрегиональная летняя образовательная школа «Энергия молодости». Это основное мероприятие по укреплению сообщества юных энергетиков, которое ежегодно проводится в форме летнего лагеря в течение десяти дней на базе какого-либо летнего оздоровительного учреждения в одном из городов, где действует филиал ОАО «СО ЕЭС» и работает Фонд. Первая образовательная школа состоялась в Томске, вторая – в Екатеринбурге, третья – в Самаре. В «Энергии молодости» принимает участие более 100 школьников и студентов (возрастной диапазон участников составляет от 16 до 22 лет).

Работу школы обеспечивают шесть–восемь преподавателей вузов, они читают лекции и проводят практические занятия. Пять-шесть учителей сопровождают делегации участников. Все они работают на основании гражданско-правового договора.

Участники школы – это десятиклассники, победившие на региональном этапе Конкурса инженерных решений, учащиеся одиннадцатых классов, поступившие на энергетические специальности вузов – участников проекта «Школа – вуз – предприятие», а также студенты 2–5-го курсов и магистранты этих вузов.

Программа составляется для каждого из десяти дней работы школы, расписание включает учебные занятия, тренинги, досуговые и прочие мероприятия.

Участие в летней школе служит мотивирующим фактором для успешного обучения и активного участия в проектах Фонда. В число задач летней школы входит:

  • погружение учащихся в энергетическую тематику;
  • развитие интереса молодежи к научно-техническому творчеству по проблемам и перспективам развития электроэнергетики;
  • популяризация интерактивных форм обучения: деловая игра, моделирование, проектирование, самоуправление.

В 2011 г. участники школы реализовали идею «игрового города ЭМ» (ЭМ – Энергия молодости). Каждая делегация направила в Совет города по одному представителю. Основной задачей жителей игрового города было создание и поддержание в рабочем состоянии его энергетической системы. Этой идее были подчинены все задания, которые выполнялись в течение нескольких дней. В городе действовали биржа труда и расчетный центр. На бирже труда консультанты (магистранты одного из вузов), анализируя резюме жителей города, сформировали четыре команды в составе главного диспетчера, инженеров-технологов, оперативного дежурного, аналитика, проектировщиков, бухгалтера, пресс-секретаря. Каждая команда получила техническое задание на строительство своего энергетического объекта: ТЭЦ, ГРЭС, АЭС, ГЭС. Для оплаты труда расчетный центр ежедневно выделял каждой команде условные денежные единицы. Была предусмотрена система бонусов и штрафов.

Команды города ЭМ занимались проектированием и строительством условной энергетической системы (четыре электростанции и три подстанции, объединенные воздушными линиями), а также решением ситуационных задач по обеспечению ее функционирования и разработкой инновационных энергетических и социальных проектов.

Результативность летней школы для участников определяется через анкетирование, где каждый из них оценивает уровень лекций, практикумов. Преподаватели оценивают активность школьников и студентов по определенной системе баллов. По результатам накопленных баллов лидеры награждаются призами.

В мероприятиях летней школы принимают участие Системный оператор и другие энергетические предприятия региона (в 2013 г. число компаний-участников составило девять). Они проводят презентации энергокомпаний, встречи с топ-менеджерами, реализуют экскурсионную программу на энергообъекты. 

Основные результаты довузовского этапа 

Основными результатами довузовского этапа являются повышение успеваемости и поступление в вузы.

Успех довузовского этапа проекта «Школа – вуз – предприятие» демонстрируют высокую успеваемость выпускников «энергетических» классов по профильной дисциплине (физике) на примере уровня сдачи единого государственного экзамена в 2013 г. Так, средний балл ЕГЭ выпускника, участвующего в проекте, превышает общероссийский на 30%, а по количеству набравших более 50 балов – на 50%. При этом 14 выпускников Фонда набрали от 200 до 240 баллов по результатам ЕГЭ по физике, а шесть выпускников – более 240 баллов.

О качестве подготовки выпускников первого этапа проекта «Школа – вуз – предприятие» свидетельствует их последующая успеваемость в вузах. В 2013 г. четыре человека получили диплом бакалавра с отличием и продолжили обучение в магистратуре, два человека – диплом специалиста с отличием (один из них трудоустроился в филиал Системного оператора, другой поступил в аспирантуру, остался на кафедре и уже занимается преподавательской деятельностью). В 2014 г. к выпуску по магистерской программе планируется шесть человек, из них трое учатся на «отлично» и еще трое – на «хорошо» и «отлично».

Другой не менее важный результат довузовского этапа – качество подготовки вчерашних школьников, осознанно выбравших электроэнергетические профессии, додстаточно подготовленных и мотивированных на поступление в профильный вуз.

Проект «Школа – вуз – предприятие» не предусматривает льгот для поступления в вуз. Выпускники проекта участвуют в конкурсе абитуриентов на общих основаниях. Однако успешно выдержать конкурс им помогают сформированная в период занятий в «энергетическом» классе мотивация выбора будущей профессии и накопленные углубленные системные знания.

В 2013 г. в профильные вузы и факультеты поступили 43 выпускника «энергетических» классов, что составляет 54% от общего количества, при этом 19% зачислены без вступительных испытаний как победители всероссийских предметных олимпиад.

Всего в 2013–2014 учебном году в профильных вузах обучается 152 студента – выпускника «энергетических» классов. 

Поддержание интереса к работодателю 

В целом результаты первого этапа проекта «Школа – вуз – предприятие» демонстрируют эффективность профориентационных и подготовительных мероприятий, свидетельством чему служат не только хорошая и отличная учеба студентов, но и их высокий интерес к специальности и конкретному работодателю – ОАО «СО ЕЭС».

В период обучения в вузе выпускники «энергетических» классов проявляют активность в стремлении попасть в Системный оператор на практику, поступить на работу в качестве специалиста-стажера, а затем и трудоустроиться на постоянной основе. Практически 100% участников первого этапа проекта, поступивших в вузы на профильные для Системного оператора специальности, проходили студенческую производственную практику в филиалах компании, и почти все они работают в этих филиалах специалистами-стажерами.

Успехи проекта на этапе предпрофессиональной подготовки позволили системному оператору и Фонду расширить свой опыт и распространить его на учреждения среднего специального образования. Так, в 2013 г. в интересах всей отрасли, испытывающей острую потребность и в рабочих специальностях, запущен проект «Школа – техникум – предприятие», в рамках которого разработаны программы профориентации и предпрофессиональной подготовки для учащихся девятых классов.

 


[1] Благотворительный фонд «Надежная смена» – партнер компании в части подготовки кадрового резерва – учрежден с целью содействия в подготовке будущих специалистов электроэнергетической отрасли для ТЭК. С 2007 г. реализует проект непрерывной подготовки молодежи «Школа – вуз – предприятие», в 2013 г. запущен проект «Школа – техникум – предприятие». В настоящее время взаимодействует с девятью профильными вузами и кафедрами, несколькими электроэнергетическими компаниями по подготовке молодых специалистов. Численность персонала – 5 человек: директор, заместитель директора по региональному развитию, директор по работе с вузами, эксперты.

[2] Уральский федеральный университет; Ивановский государственный энергетический университет; Северо-Кавказский федеральный университет; Южно-Российский государственный технический университет; Национальный исследовательский Томский политехнический университет; Самарский государственный технический университет.

[3] В 2012 г. 15 лучших участников проекта «Школа – вуз – предприятие» из всех регионов были премированы двухдневной поощрительной поездкой на Красноярскую ГЭС.

Файлы:
Школа-вуз-предприятие
Подписка  Подписаться на новости