СМИ о Системном операторе

РАО ЕЭС определилось с инвестиционными приоритетами

16.05.2005    00:00

На этой неделе РАО «ЕЭС России» направит на согласование в Белый дом проект инвестиционной программы на будущий год и на перспективу до 2008 года – он имеется в распоряжении Ъ. Пикантность документа состоит в том, что, начиная с 2007 года инвестиции в создание новых электрических мощностей будет просто не из чего финансировать: взимаемая ныне абонентская плата исчезнет вместе с самим РАО ЕЭС в конце 2006 года, а новый механизм гарантирования инвестиций, с помощью которого будут достраиваться мощности, разработан пока в самом общем виде.

Проект инвестпрограммы, который должен поступить в правительство до 20 мая, уже получил одобрение совета директоров РАО «ЕЭС России». Основные параметры этого документа таковы. В 2006 году РАО ЕЭС запланировало направить 20,8 млрд руб. на строительство приоритетных объектов энергетики, из которых 2,7 млрд руб. приходится на заемные средства. А, принимая во внимание инвестпрограммы региональных дочерних компаний РАО, энергохолдинг в целом вложит в инвестиции свыше 130 млрд руб. в будущем году. Что касается проекта трехлетней инвестпрограммы, который также поступит в правительство, то он предусматривает выделение 20,1 млрд руб. в 2007 году (из них 2,5 млрд руб. заемных средств) и 12,6 млрд руб. –  в  2008 году. Такое резкое сокращение инвестпрограммы вызвано не столько сдерживанием роста энерготарифов, которые начиная с 2006 года РАО рассчитывает индексировать в размере, который будет значительно ниже уровня инфляции, сколько отсутствием абонентской платы. Поясним, что плату, взимаемую сейчас с участников оптового рынка электроэнергии (за счет нее как раз и формируется инвестпрограмма. – Ъ), после 2006 года предполагается отменить – в связи с полной либерализацией энергетического рынка, которая намечена на начало 2007 года.

По существу, абонплата за услуги РАО ЕЭС по обеспечению устойчивого энергоснабжения будет ликвидирована вместе с самим РАО ЕЭС – во всяком случае, в его нынешнем виде. Заменить действующую схему формирования инвестпрограммы планируется механизмом гарантирования инвестиций. Правда, о нем уже давно и много говорят, но когда он будет закреплен нормативным актом правительства, пока не ясно. Как стало известно Ъ, проект соответствующего постановления правительства, разработанный Минпромэнерго, в конце прошлой недели был отправлен на согласование в министерства и ведомства. Подробности документа Минпромэнерго пока держит в секрете, но известно, что в его основе лежит следующая схема.

Вводится рынок мощностей (его предполагается запустить в 2006 году). На нем потребитель закупает необходимую мощность на три-четыре года вперед. Если выясняется, что где-то мощности не хватает, компания «Системный оператор» в установленном правительством порядке организует конкурс на заключение контракта на строительство новых электростанций в энергодефицитном районе. Побеждает тот, кто согласится построить электростанцию за меньшие деньги. Со своей стороны, правительство гарантирует победителю более высокий тариф на продажу электричества, который обеспечит инвестору возврат вложенных инвестиций. При этом инвестор в любой момент может отказаться от механизма гарантирования инвестиций – например, если сочтет цену энергии на свободном рынке более привлекательной.

Однако этот механизм касается лишь строительства новых мощностей. А что делать с теми, которые РАО ЕЭС не успеет достроить до своей ликвидации? Компанию такая перспектива не пугает: «Большинство пусковых объектов мы рассчитываем завершить еще до реорганизации РАО ЕЭС – в этом году, например, РАО ЕЭС введет в эксплуатацию в четыре раза больше мощностей по сравнению с прошлым годом», – рассказала вчера Ъ руководитель департамента РАО ЕЭС по взаимодействию со СМИ Марита Нагога. Добавим, планируемый объем ввода генерирующих мощностей в этом году – 2364,7 МВт – сопоставим с уровнем 1990 года, самого результативного в этом отношении года в дореформенной истории. А на вопрос, как достраивать те объекты, которые строятся по поручению правительства, ответит, видимо, сам кабинет министров. Скорее всего – за счет механизма гарантирования инвестиций.

Кстати, любопытно, что средства на достройку Богучанской ГЭС (способы ее достройки обсуждаются в правительстве уже более года) в инвестпрограмме РАО ЕЭС отсутствуют. Напомним, что в марте этого года глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс и глава алюминиевого холдинга «Базовый элемент» Олег Дерипаска договорились строить и Богучанскую ГЭС, и новый алюминиевый завод, чьим главным поставщиком должна стать ГЭС, на паритетной основе. Однако дальше этих договоренностей, по данным источников Ъ, дело не продвинулось – конкретный механизм достройки Богучанской ГЭС до сих пор в проекте (подробнее о том, что происходит вокруг достройки Богучанской ГЭС, читайте в материале на этой же странице).
Впрочем, нерешенных вопросов достаточно. Так, РАО ЕЭС строит станции не только в России, но и за рубежом – например, в Таджикистане РАО ЕЭС в будущем году инвестирует 500 млн руб. в строительство Сангтудинской ГЭС-1 (в нынешнем году в этот объект планируется вложить 400 млн руб.). Между тем вопрос о судьбе зарубежных энергоактивов РАО ЕЭС (причем не только строящихся, но и приобретенных) после реорганизации энергохолдинга остается открытым.

Коммерсантъ-Daily | Алена Ъ-Корнышева | 16 мая 2005

Подписка  Подписаться на новости