СМИ о Системном операторе

Пульт и пульс Единой энергосистемы

09.07.2007    00:00

Борис Ильич, Системному оператору 17 июня исполнилось пять лет. Но в этом году у вас есть повод отметить еще один юбилей – 40 лет назад, в 1967 году, было создано Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системой страны.

Для нас преемственность крайне важна. Первое диспетчерское управление было создано в декабре 1921 года. Оно объединило общим режимом работу электростанций, сетей и потребителей Московского района. В последующие годы с развитием энергетики создавались диспетчерские управления в различных регионах страны. 30 апреля 1956 года стало началом формирования Единой энергосистемы. В этот день состоялось включение первой цепи 400 кВ электропередачи Куйбышев - Москва и соединение на параллельную работу энергосистем двух удаленных одна от другой зон Европейской части - Центра и Средней Волги. Пятьдесят лет назад, в 1957 году, ОДУ Центра было преобразовано в ОДУ ЕЭС Европейской части СССР, создана более высокая ступень оперативно-диспетчерского управления. В 1967-м было создано ЦДУ СССР.

Сегодня в качестве главного системообразующего и координирующего звена отрасли мы обеспечиваем централизованное оперативно-диспетчерское управление единой энергосистемой России. За прошедшие пять лет сделано немало, чтобы более эффективно выполнять эту функцию. В 2002 году существовало Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) в Москве, объединенные диспетчерские управления энергосистемами (ОДУ), подчинявшиеся РАО "ЕЭС России", и региональные диспетчерские управления (РДУ) в субъектах Федерации, входившие в состав АО-энерго. Создание Системного оператора позволило преодолеть ведомственную разобщенность, направить деятельность всех этих структур на решение общих задач.

На сегодняшний день выстроена эффективно работающая трехуровневая диспетчерская вертикаль - ЦДУ, 7 ОДУ и 55 РДУ. Только реформа позволила решить беспрецедентную задачу создания единой системы оперативно-диспетчерского управления в отрасли.

Бытует мнение, что реформа электроэнергетики отрицательно отразилась на управляемости отраслью, а это чревато серьезными последствиями.

Создание Системного оператора – один из ключевых шагов на пути повышения надежности. Сегодня в российской энергетике существует эффективная система диспетчерского управления, организовано четкое распределение функций и сфер ответственности, налажено оперативное взаимодействие между всеми субъектами энергетики: электростанциями, сетями, сбытовыми организациями, крупными потребителями. Это позволяет максимально быстро и точно реагировать на различные нештатные ситуации и сводить к минимуму их отрицательные последствия. Такой результат реформы можно назвать исключительно положительным. А нештатные ситуации случаются не только в России, от них никуда не деться. Некоторые из них можно прогнозировать и предотвратить, но большинство все-таки являются непредсказуемыми.

Ураган повредил опоры ЛЭП, злоумышленники похитили провода... Глеб Жеглов из фильма "Место встречи изменить нельзя" говорил: "Законность в стране определяется не наличием преступников, а умением властей их обезвреживать". Так и профессионализм энергетиков определяется скорее способностью справиться с нештатными ситуациями, предотвращать их развитие, минимизировать негативный эффект. Чтобы быть готовыми к эффективным действиям при возникновении технологических нарушений, не дать им перерасти в системную аварию, мы планомерно разрабатываем противоаварийные мероприятия, выявляем и инициируем устранение проблемных участков в энергосистеме, регулярно проводим противоаварийные тренировки. А при подготовке к осеннее-зимнему периоду организуем межсистемные учения. В этой работе нам помогает изучение опыта недавних зарубежных аварий.

Понятно, что в чрезвычайной ситуации, когда от решений и действий диспетчера зависит само существование энергосистемы, его команды обсуждению не подлежат. Но все-таки мы живем в новых условиях. Возможно ли управлять энергетикой при помощи рыночных механизмов?

Не только возможно. Это единственно эффективный сегодня способ, поскольку в либеральной экономике административно-командные методы малорезультативны. Безусловно, Системный оператор имеет право в определенных ситуациях применить административные рычаги, но их использование строжайшим образом регламентировано. И это допустимо только в действительно аварийных ситуациях. В повседневной работе необходимо применять методы экономического стимулирования. И в том, что такие методы найдены и активно используются, один из важных итогов деятельности Системного оператора.

Теперь загрузкой энергетических мощностей управляет рынок. Высокий спрос на электроэнергию в часы максимального потребления поднимает цены на нее, высокие цены стимулируют генерирующую компанию производить больше электроэнергии, как мы говорим, "загружать оборудование". Невысокий спрос ночью снижает цены, и оборудование "разгружается". С другой стороны, высокая цена стимулирует потребителя экономить электроэнергию. Благодаря этому в энергосистеме устанавливается тот самый баланс, который раньше поддерживался административными мерами.

Более того, рынок дает инвестиции в отрасль. Инвестиций нет без рынка, рынка нет без конкуренции, конкуренции нет без разделения по видам деятельности. Разделение по видам деятельности - платформа инвестиционной привлекательности отрасли. Благодаря ему в энергетике появились виды деятельности, где возможна конкуренция, где можно зарабатывать деньги. Это генерация и сбыт. Выход на IPO первых генерирующих компаний демонстрирует правильность такого пути. Пакеты акций продаются намного дороже того, что ожидалось. В отрасль пошли инвестиции.

Частный инвестор не понесет деньги в отрасль, если не будет четко понимать перспективы и риски, понимать, как он будет зарабатывать на рынке.

Чтобы этот новый рынок вырос, окреп, заработал, нужны время, определенные условия и серьезная работа. Системный оператор своей деятельностью обеспечивает эти условия: равные конкурентные возможности, прозрачность, объективность, точное следование установленным процедурам. Надо сказать, процедуры эти прописаны весьма подробно: договор об участии в рынке электроэнергии занимает около 700 страниц. Мы перестроили все деловые процессы диспетчерского управления, чтобы, действуя в рамках либеральной модели взаимоотношений, поддерживать надежную работу энергосистемы.

Получается, что административные функции Системного оператора успешно сочетаются с ролью "локомотива" либерализации рынка?

Для нас это естественное сочетание. Чтобы поддерживать надежную работу энергосистемы, мы должны обеспечивать соответствие предложения спросу, а значит, обязаны точно знать, сколько куплено и продано электроэнергии и кем. Уникальный информационно-аналитический потенциал Системного оператора, его статус независимого от участников рынка и других инфраструктурных организаций и предопределил нашу непростую миссию. 1 ноября 2003 года в значительной степени благодаря нашим усилиям состоялись первые торги в секторе свободной торговли на оптовом рынке электроэнергии.

Какова сегодня доля конкурентного рынка электроэнергии?

Этот показатель определяется правительством. С 1 июля он будет составлять 10 процентов. В прошлом году количество участников в конкурентном секторе увеличилось со 135 до 197, а в самом начале их было 13. Ежесуточный объем торгов вырос с тринадцати тысяч (12 870) мегаваттчасов 1 ноября 2003 года до двух миллиардов (2 154 386) мегаваттчасов 15 июня 2007 года. Это количественные показатели, что же касается качественных, могу со всей ответственностью заверить: российский рынок электроэнергии - один из самых высокотехнологичных и эффективных рынков в мире. В значительной степени благодаря высочайшему профессионализму и уровню инженерного мышления наших специалистов. Сегодня по уровню технологии мы уступаем только рынку PJM (Пенсильвания, Нью-Джерси, Мэриленд) и, возможно, еще одному-двум рынкам США, где этими вопросами занялись раньше нас. Либерализация электроэнергетики - одно из немногих направлений деятельности мирового сообщества, где мы находимся на самых передовых рубежах.

Но ведь Системный оператор не занимается организацией торгов?

Процедуру торгов проводит Администратор торговой системы, но она фактически предопределяется той расчетной моделью, которую готовит Системный оператор. На базе этой информации определяются цены рынка и объемы электроэнергии, которые продаются и покупаются его участниками.

Похоже, что строчки из гимна "Системного оператора"? "Задавая диспетчерский график, мы на завтра планируем жизнь"? не поэтическое преувеличение.

Нисколько. И эта жизнь не стоит на месте.

1 ноября 2003 года, как я уже говорил, состоялись первые в истории российской энергетики торги в секторе свободной торговли, 20 октября 2005-го одновременно в Европейской части России и ОЭС Сибири запущен балансирующий рынок обновленный сектор отклонений оптового рынка. По сути дела произошло тотальное ускорение процедуры рынка на сутки вперед, которое позволило внедрить расчетную модель для проведения ценовых аукционов уже фактически в реальном времени.

1 сентября 2006-го запущен новый оптовый рынок электроэнергии - НОРЭМ, обеспечивающий потенциальным инвесторам максимальные возможности для прогнозирования выгод и рисков от вложения в конкретные объекты энергетики. НОРЭМ - следующий шаг к пересмотру всех деловых процессов и глобальной модернизации информационных технологий.

Впереди - запуск рынка мощности и рынка системных услуг. Мы действительно планируем жизнь не только отрасли, но и в немалой степени всей экономики. От того, насколько успешно будут решены задачи по обеспечению работы рынка, насколько точно и правильно будут определены узлы энергосистемы, в которых необходимо строительство новых объектов, зависит темп развития энергетики, а значит, и всей экономической жизни. И не только в России.

Сегодня на повестке дня глобализация рынка электроэнергии. И, насколько я знаю, в этом процессе вы в числе основных действующих лиц.

Недавно состоялось очередное заседание Электроэнергетического Совета СНГ, где я доложил о ходе работ по подготовке объединения энергосистем стран СНГ и Балтии с энергосистемами Центральной и Западной Европы. Реализация этой программы позволит всем ее участникам поднять уровень международного энергетического сотрудничества и обеспечит новые возможности для трансграничной торговли электроэнергией. В настоящее время разрабатывается проект технико-экономического обоснования, в пяти рабочих группах задействованы более 80 специалистов и экспертов из 17 стран. Российский Системный оператор является лидером и координатором этого проекта со стороны стран СНГ и Балтии.

Почему Системный оператор остается государственной компанией? Может быть, было бы эффективнее передать его функции какой-то частной компании?

В силу значимости функции управления энергетикой для стабильности и развития экономики страны и обеспечения ее безопасности это неправильно. Главная наша задача - обеспечение надежной работы ЕЭС России.

Цель любой коммерческой структуры - получение прибыли. Это логично и абсолютно правильно. Но для организации, управляющей режимами энергосистемы, неприемлемо. Государство должно иметь четкие гарантии того, что его глобальные цели всегда будут приоритетны перед сиюминутной выгодой. Системный оператор освобожден от коммерческих интересов, от конкурентной борьбы и, в силу закона, не занимается торговлей электроэнергией. Это позволяет эффективно обеспечивать надежность энергосистемы и баланс интересов всех субъектов энергетики в процессе оперативного управления режимом. Благодаря независимости от частного капитала Системный оператор формирует объективные предложения по планированию перспективного развития энергетики страны.

Специалисты оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России всегда были на государственной службе. Мы так и остались "государевыми людьми", только работаем в интересах нового, экономически ориентированного государства, научившись решать поставленные перед нами задачи через рыночные механизмы, через экономические сигналы.

Наша справка

Борис Ильич Аюев родился в 1957 году. В 1979 году окончил Уральский политехнический институт. Вся его трудовая деятельность связана с диспетчерским управлением в электроэнергетике. В 2004 году избран членом правления ОАО РАО "ЕЭС России" и председателем правления ОАО "Системный оператор Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы". Акционерное общество зарегистрировано 17 июня 2002 года как 100-процентное дочернее предприятие РАО "ЕЭС России". В 2008 году в соответствии с законодательством 75 процентов + одна акция компании будут переданы государству

Б.И. Аюев является председателем Комиссии по оперативно-технологической координации совместной работы энергосистем стран СНГ и Балтии, а также со стороны энергосистем стран СНГ и Балтии руководит разработкой проекта синхронного объединения ЕЭС/ОЭС и UCTE.

Б.И. Аюев - автор более 50 научно-практических статей и монографий. Кандидат технических наук. Член-корреспондент Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова.

Общероссийский выпуск Российская газета | Максим Зарезин | 20 июня 2007 года

Подписка  Подписаться на новости