СМИ о Системном операторе

На страже надежности энергетической системы Востока

01.08.2008    00:00

Филиал ОАО «СО ЕЭС» — ОДУ Востока, осуществляющий управление режимами работы самой удаленной от европейской части России энергетической системы, 6 июня 2008 года отметил свое 40-летие. Об успехах, проблемах и перспективах развития мы беседовали с генеральным директором Объединенного диспетчерского управления энергосистемами Востока   Сергеем Друговым

ЭР: Сергей Геннадьевич, расскажите об истории ОДУ Востока, какое место возглавляемое Вами диспетчерское управление занимает в структуре Системного оператора сегодня?

С. Д.: Образованный в1963 году Дальневосточный экономический район, включивший Якутскую АССР, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Камчатскую и Сахалинскую области, требовал в силу своего географического положения особого подхода к решению проблемы энергоснабжения. Энергетика огромного по территории, но слабозаселенного региона нуждалась в новых методах организации производства, передачи и распределения электроэнергии. Решением Правительства СССР и Министерства энергетики СССР (приказ от 16 мая 1968 г. № 55А) на Дальнем Востоке была создана Объединенная энергетическая система (ОЭС) и орган, управляющий режимом работы этой системы, — Объединенное диспетчерское управление Востока.

Как и 40 лет назад, сегодня Объединенная энергосистема Востока функционирует изолированно от ЕЭС страны, и ОДУ — высшее технологическое звено в цепи оперативно-диспетчерского управления объектами энергетики региона. В то же время наше предприятие, являясь филиалом Системного оператора, в полной мере решает на территории Дальнего Востока задачи, стоящие перед ОАО «СО ЕЭС». Работая изолированно, мы не чувствуем себя отрезанными от страны. Реально ощущаем, что ОДУ Востока — полноправная и неотъемлемая часть Системного оператора. Мы руководствуемся единой технической политикой СО ЕЭС и находимся в постоянном рабочем контакте с коллегами из Москвы и других ОДУ.

ЭР: С какими проблемами пришлось столкнуться при формировании единой системы оперативно-диспетчерского управления энергетикой Дальнего Востока?

 С. Д.: Как это ни банально, но первой проблемой стала географическая удаленность нашего региона от центральной части России. Если вспомнить, что еще недавно любой вопрос решался только в Москве, становится понятно, с какими трудностями приходилось сталкиваться.

Вторая проблема заключалась в необходимости объединить территории в единое целое, связав их электрическими сетями. Только так можно было обеспечить надежное энергоснабжение и рассчитывать на эффективное развитие экономики Дальнего Востока.

К сожалению, руководители ряда краев и областей имели на этот счет  другое мнение. Но первые успехи в целенаправленной работе ОДУ Востока по созданию объединенной энергосистемы, а также память о тяжелейших кризисах с энергоснабжением в Амурской области и Хабаровском крае в 70—80-х годах прошлого века подтвердили правильность выбранного нами курса.

Третья серьезная проблема была организационной. В течение 33 лет из 40 мы не имели собственного здания. Расположение диспетчерского центра и основных производственных служб в разных концах города крайне негативно сказывалось на процессе организации диспетчерского управления. Отсутствие площадей для размещения нового оборудования повлекло за собой остановку в развитии технических средств ОДУ, без которых невозможно управлять сложным и постоянно растущим энергообъединением. Эта проблема была решена с окончанием строительства собственного здания в 2001 году.

Кроме того, диспетчерскому управлению пришлось столкнуться с серьезными проблемами в кадровом вопросе. Подобные сложности на Дальнем Востоке были всегда, эта тема и сегодня не потеряла своей актуальности.

ЭР: В работе каждого филиала Системного оператора есть свои особенности. В чем уникальность дальневосточной энергосистемы и специфика деятельности ОДУ Востока?

 С. Д.: Кроме изолированности Объединенной энергосистемы Востока от ЕЭС России я бы отметил цепочечный характер системообразующих сетей 220—500 кВ, идущих вдоль железных дорог, концентрацию генерирующих мощностей в восточной части нашей ОЭС и несовпадение мест размещения крупных генерирующих объектов и центров потребления. Тремя указанными факторами обусловлены специфические режимы работы ОЭС со значительными — часто достигающими величины максимально допустимых— перетоками мощности. Все это требует от диспетчерского персонала особой ответственности и внимания при управлении режимами ОЭС, при поддержании надежности ее работы, а также умения мгновенно реагировать на быстро меняющиеся режимы.

Немаловажной особенностью является и большая доля ГЭС. В структуре генерирующих мощностей Объединенной энергосистемы Востока она составляет 32%. В многоводные годы это приводит к избытку энергоресурсов, вплоть до холостых сбросов воды из водохранилищ, в маловодные — к недостатку и риску ограничений потребления.

ЭР: Вы не назвали еще одну особенность—соседство с Китаем. Расскажите о развитии деловых отношений с КНР и дальнейших перспективах работы в этом направлении.

С. Д.: Наш южный сосед с его динамично развивающейся экономикой крайне нуждается в ресурсах, в том числе в электроэнергии, недостаток которой он испытывает с 2002 года. Комиссия по управлению государственными активами Китая заявила, что вдоль китайско-российской границы будет построено 5000 километров ЛЭП 500 кВ. Этот проект позволит в шесть раз увеличить поставки электроэнергии из России в Китай.

С 2005 года по двум существующим электросетям в Поднебесную ежегодно поступает 492 млн кВт? ч российской электроэнергии, а к 2015 году экспорт из России предполагается увеличить уже до 3,8 млрд кВт? ч.

Началось создание трубопроводной системы ВСТО, обсуждаются вопросы поставок газа и т. п. — данные проекты требуют развития электроэнергетики. Визит в КНР Президента РФ Дмитрия Медведева подтверждает особое внимание руководства страны к решению этих проблем.

Перед нами стоят многоуровневые задачи, которые затрагивают несколько сфер — от политики и экономики до необходимости общаться с китайскими диспетчерами в режиме реального времени, причем с учетом различия в технологиях, стандартах, правилах и инструкциях. Мы как филиал Системного оператора на Дальнем Востоке к выполнению таких задач готовы. Основные работы ведет Амурское региональное диспетчерское управление под методологическим и оперативным руководством ОДУ Востока.

ЭР: На завершающем этапе реформы электроэнергетики перед Системным оператором, и в том числе перед ОДУ Востока, открылись новые направления деятельности. Каковы перспективы развития ОЭС Востока и дальнейшие планы работы ОДУ? Что необходимо сделать в самом ближайшем будущем?

С. Д.: В связи с завершением реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» наиболее актуальной на данный момент задачей для ОДУ Востока становится организация взаимодействия с вновь созданными и преобразованными энергетическими компаниями региона, прежде всего с РАО «Энергетические системы Востока» и Федеральной сетевой компанией.

В перспективе запланировано присоединение к ОЭС Востока таких изолированных энергорайонов, как Николаевский (Хабаровской энергосистемы), Центральный и Западный, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). Рассматривается проект строительства Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса в составе пяти ГЭС, готовятся проекты по организации несинхронной параллельной работы с ОЭС Сибири, по электрификации нефтепроводной сети «Восток Сибири — Тихий океан» и программа обеспечения первого и второго этапов крупномасштабного проекта по экспорту электроэнергии в КНР. Планируется ввод ряда энергообъектов и электрификация инфраструктуры в ходе подготовки к проведению саммита стран-участниц АТЭС в 2012 году во Владивостоке на острове Русский.

Говоря о других направлениях деятельности, нельзя не отметить работу по организации конкурентного рынка электроэнергии (мощности) в неценовой зоне Дальнего Востока. В ближайших планах ОДУ также запуск рынка системных услуг. От того, насколько успешно будут решены задачи по налаживанию нормального функционирования этих рынков, зависит темп развития энергетики, а значит, и всей экономики региона. Недавно Системный оператор, в том числе и ОДУ Востока как его филиал, полностью перешел под контроль государства. Нам отведена ключевая роль не только в обеспечении системной надежности ОЭС Востока, но и в контроле исполнения электроэнергетическими компаниями инвестиционных программ.

ЭР: Как в энергообъединении решают вопросы привлечения квалифицированных кадров и повышения профессионального уровня персонала?

С. Д.: Решение этих непростых вопросов ведется по нескольким направлениям. Один из важнейших векторов нашей кадровой политики—подготовка резерва, позволяющая своевременно назначить уже обученного работника на освободившуюся должность.

Кроме того, ОДУ Востока пополняется и сотрудниками других компаний электроэнергетического комплекса Дальневосточного федерального округа. Перевод специалистов осуществляется с обсуждением доводов и перспектив роста, по взаимной договоренности руководства предприятий.

Работники диспетчерского управления должны быть профессионалами и при этом обладать исключительной реакцией, чтобы молниеносно найти правильный выход из сложных ситуаций.

Что же касается мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности, то они проводятся в соответствии с планами подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Наши сотрудники принимают участие во всех обучающих семинарах-совещаниях и тренингах СО ЕЭС.

ЭР: Каким Вам видится ОДУ Востока завтра?

 С. Д.: Хочется видеть наше диспетчерское управление мощным, устойчивым и стабильно развивающимся, укомплектованным специалистами высочайшего уровня, работающими на оборудовании, которое отвечает всем необходимым требованиям и дает возможность, быстро оценив обстановку, принять своевременное решение. Очень надеюсь на приток молодежи, стремящейся трудиться в электроэнергетической отрасли, чтобы было кому передавать богатый опыт ветеранов.                                                                                                 

    «Энергорынок»  07(56) июль 2008 года

Подписка  Подписаться на новости