СМИ о Системном операторе

Обгоняя на шаг

10.10.2008    00:00

Золотое правило энергетики: постоянно опережать развитие остальных отраслей экономики

ПОДЪЕМ экономики Дона невозможен без надежного обеспечения достаточным количеством электроэнергии новых цехов и фермерских хозяйств, торговых и банковских предприятий. Именно так, опережая рост потребления, и должна развиваться энергетика региона, считает Владимир Мясников, директор Ростовского регионального диспетчерского управления (РДУ), отмечающего на днях свой первый юбилей.

- Девяностые годы российская энергетика переживала так же мучительно, как и экономика всей страны. Сложный и, можно сказать, уникальный механизм Единой энергетической системы лихорадило. Это был период, когда приходилось разрывать связи с Украиной, Казахстаном, Грузией, другими вновь образованными государствами, которые прежде составляли нашу большую единую энергосистему. В этой обстановке было принято решение о реформировании отрасли. Любые процессы реформирования – очень сложны и болезненны, - рассказывает Владимир Мясников. - Одна из самых важных задач при этом – обеспечивать надежность энергосистем,  чтобы потребители  не почувствовали никаких неудобств. И когда в рамках реформирования РАО «ЕЭС России» принимали решение о выделении Системного оператора, руководствовались, прежде всего, надежностью работы энергосистем в новых рыночных условиях.

Системный оператор был создан в июне 2002 года на базе Центрального диспетчерского управления (ЦДУ), в который сразу вошли семь Объединенных диспетчерских управлений (ОДУ). С ноября 2002 года по конец 2003 года на базе центральных диспетчерских служб АО-энерго были созданы Региональные диспетчерские управления (РДУ), которые  вошли в структуру Системного оператора. Тем самым был завершен этап создания вертикали оперативно-диспетчерского управления единой национальной электрической сетью страны.

- Днем рождения Ростовского РДУ является 1 октября 2003 года. Именно в этот день заступила на первую смену команда диспетчеров: Эдуард Шелепо и Сергей Гриднев. Этому событию предшествовал период интенсивной подготовки новых диспетчеров, подбор специалистов  и составление требуемой специальной документации. Это бремя взвалили на себя будущие начальники служб Владимир Петров, Виктор Посикун, Анна Васильева, Сергей Грабовсков, Галина Чивяга. При написании технической документации большую помощь оказал персонал ОДУ Юга  и уже образованных РДУ Кубани и Ставрополя (в последующем Северокавказского РДУ). Особо хотелось бы отметить вклад Владимира Ильенко, Валерия Кокосьяна, Николая Ханова, Виктора Петроченко, Юрия Карасева, Василия Шугаева, Святослава Киселевского, Сергея Павлушко, Юрия Степаньяна,  Валерия Никольчука.

К слову, Ростовское РДУ стало первым и пока единственным в стране, которое было создано практически с «нуля» на новом месте, в то время как в остальные РДУ переходил опытный персонал из АО-энерго.  В Ростовском же РДУ на тот момент имелся необходимый минимум персонала и почти полностью отсутствовал собственный информационно-технологический комплекс. Пройти с достоинством этот этап становления удалось благодаря энтузиазму и творческому порыву практически всего персонала  РДУ и высокой квалификации опытных сотрудников.

- Огромное спасибо нашим ветеранам, корифеям диспетчерского управления Лидии Кийко, Льву Шубе, Эдуарду Шелепо, которые занимались с молодежью, передавая им свой бесценный опыт и знания, - продолжает Мясников. - Требования, предъявляемые к оперативно-диспетчерскому персоналу, всегда были и остаются высокими. Диспетчеров, как правило, не набирают сразу после студенческой скамьи: нужны определенные навыки, знания, опыт. Необходима начальная практическая подготовка – так было прежде, так происходит и сейчас. Диспетчера Ростовского РДУ прошли школу дежурных подстанций, начальников смен станций, диспетчеров предприятий электрических сетей, работали релейщиками, но и сегодня, приобретя практический опыт работы в РДУ, сохранилась необходимость регулярных тренировок диспетчеров на новом тренажерном комплексе. Каждый из них должен быть готов в любой момент к возникновению ситуации, которая потребует его вмешательства и принятия наиболее рационального решения, чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия. Ведь теперь каждая команда диспетчера несет за собой не только выполнение технологических операций,  но и финансовые последствия для участников рынка. За прошедшие пять лет в адрес персонала  нашего РДУ не было нареканий со стороны партнеров, а это очень важно, так как в новых финансово-экономических условиях роль диспетчерского управления режимом повсеместно возрастает и усложняется, поскольку каждое решение диспетчера попутно влияет на интересы всех участников рынка. Именно поэтому реформирование энергетики началось с диспетчерского управления, вывода его в самостоятельную бизнес-единицу из-под влияния любой вновь создаваемой энергокомпании.

            Решать такие сложные задачи без соответствующих технических средств нельзя. Это хорошо понимают в Системном операторе. За столь короткий период благодаря целевым инвестиционным программам в Ростовском РДУ менее, чем за год, был создан информационно–технологический комплекс, позволяющий решать все поставленные задачи в реальном времени. В 2007 году коллектив и технологический комплекс РДУ переместился по новому адресу в специально реконструированное здание. Итогом сложной инженерной работы специалистов РДУ стало создание на новом месте диспетчерского центра по нормам и требованиям сегодняшнего дня, с учетом перспективы развития энергосистем операционной зоны. Менее чем за год была проведена строительная реконструкция, создана информационная и инженерная инфраструктура. При переводе РДУ в новое здание персоналу компании впервые в России удалось решить вопрос переноса действующего оперативного комплекса без его остановки и передачи оперативного управления на другие уровни, так что контрагенты этого переезда даже не прочувствовали. И в этом большая заслуга работников блока информационных технологий нашего РДУ и ОДУ Юга.  

Пять лет – срок небольшой, но сделано немало. Самое главное, создан сплоченный и жизнеспособный коллектив. Отмеченные выше достижения – это только маленькая толика того, что удалось сделать. А впереди у нас много работы для обеспечения надёжности энергоснабжения в условиях высоких темпов роста электропотребления, развития новых мощностей, новых технологий энергорынка.  При решении этих задач коллектив не намерен снижать оценочную планку для результатов своего труда. Надеюсь, мы уже доказали свою необходимость в новых энергетических реалиях, можно считать что реформирование диспетчерского управления энергетики региона состоялось.

                                                    Антон Березняк «Российская Газета – Юг» №204(4672) 30.09.2008

Подписка  Подписаться на новости