Один день в истории электроэнергетики и оперативно-диспетчерского управления

В декабре 2016 года исполнилось 95 лет со дня основания оперативно-диспетчерского управления в отечественной электроэнергетике. В честь этого знаменательного юбилея Системный оператор запустил на официальном сайте информационный проект «Этот день в истории». В специальном разделе сайта мы ежедневно в течение всего года рассказываем о памятных датах, имеющих отношение к разным годам столь богатой различными событиями истории электроэнергетики.

«Этот день в истории» напомнит о днях рождения знаменитых советских и российских энергетиков, расскажет о вводе в строй энергообъектов, сообщит о датах создания региональных энергосистем, диспетчерских служб и многих других событиях отечественной энергетики и оперативно-диспетчерского управления.

марта26сегодня

1899 год. В Москве пошел первый трамвай

1899 год. В этот день в Москве пошел первый трамвай.

Применение электричества на транспорте началось с создания городских трамваев. Первый трамвай, созданный по проекту инженера А. Е. Струве, пустили 2 мая 1892 года в Киеве. Затем трамвай появился в Нижнем Новгороде, Витебске, Одессе, Казани, Твери и в ряде других промышленных городов.

В Петербурге и Москве трамвай появился позднее из-за конкуренции с конками. Владельцы конок, частные и акционерные общества, получившие в свое время права на устройство «конно-железных дорог», долго не хотели возвращать эти права обратно. Закон Российской Империи стоял на их стороне, а в выданных лицензиях говорилось, что городская управа в течение пятидесяти лет не может без их согласия использовать на улицах какой-либо другой вид транспорта.

До революции большинство трамвайных сетей были узкоколейными. Однако две крупнейшие сети страны – Московская и Петроградская – были ширококолейными. Некоторые города имели по две сети разной колеи, например, в Нижнем Новгороде верхняя сеть была узкоколейной, а нижняя – ширококолейной.

В Москве для электроснабжения трамвая была построена специальная трамвайная электростанция (ныне – МОГЭС-2), которая открылась в феврале 1907 года на Болотной набережной, у Малого Каменного моста. Московская трамвайная станция работала на донецком угле и генерировала ток напряжением 6600 В с частотой 25 Гц, который передавался на девять тяговых подстанций, расположенных в разных точках города. На подстанциях переменный ток преобразовывался в постоянный напряжением 600 В, который и питал трамвайную сеть. К 1912 году трамвайная электростанция была расширена, ее энергию стали также использовать в промышленности и для освещения зданий.

1913 год. Группа российских ученых и энергетиков впервые осуществила параллельную работу Пятигорской дизельной тепловой и Центральной Пятигорской гидроэлектростанции «Белый уголь»

1913 год. Состоялось важнейшее для мировой энергетики событие: группа российских ученых и энергетиков под руководством профессора Михаила Шателена впервые осуществила параллельную работу Пятигорской дизельной тепловой и Центральной Пятигорской гидроэлектростанции «Белый уголь». Принципы работы первого в России объединения разнотипных электростанций легли в основу всех будущих энергосистем.

Значимость события более чем 100-летней давности была и остается колоссальной, так как успешный результат этой работы российских ученых вошел в основу создания мировых энергосистем.

1934 год. Введена в эксплуатацию Мурманская ТЭЦ

1934 год. Введена в эксплуатацию Мурманская ТЭЦ. 

Строительство Мурманской ТЭЦ было предусмотрено планом ГОЭЛРО, началось в 1932 году. Станцию, способную полностью обеспечить энергетические нужды быстро развивающегося города, начали строить вблизи порта. Ее спроектировали специалисты Ленинградского отделения «Коммунэнергостроя» – головной в то время организации энергетического строительства в России. Началась новая эра в развитии заполярной энергетики. Построена дорога Мурманск – Кола, началось строительство Нижне-Туломской ГЭС. Через Колу от Мурманской ТЭЦ к месту стройки протягивают линию электропередачи и ж/д ветку, появляется поселок энергетиков – Мурмаши.

В 1939 году были проложены первые километры тепловых сетей, и шесть самых больших зданий в городе стали отапливаться централизованно. Во время войны ТЭЦ была остановлена.

В настоящее время Мурманская ТЭЦ – это три больших котельных, которые отапливают разные районы города: центральная (Котлотурбинный цех), южная (Котельный цех № 1) и восточная (Котельный цех № 2). Сегодня ее установленная мощность составляет 12 МВт. Принадлежит ОАО «ТГК-1». Электроэнергетическим режимом станции управляет Филиал ОАО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Мурманской области» (Кольское РДУ).

1937 год. Введен в эксплуатацию первый гидроагрегат Лесогорской ГЭС

1937 год. В марте введен в эксплуатацию первый гидроагрегат Лесогорской ГЭС (Роухиала ГЭС, затем ГЭС-10). Лесогорская ГЭС была спроектирована и построена финскими специалистами в 1934–1937 гг. ГЭС находилась на той части территории Финляндии, которая в 1940 году отошла Советскому Союзу.

В годы Великой Отечественной войны станция была частично разрушена. Ее восстановление началось практически сразу после освобождения Ленинградской области.

Сегодня установленная мощность ГЭС — 118 МВт, станция входит в Каскад Вуоксинских ГЭС ОАО «ТГК-1». Электроэнергетическим режимом работы каскада управляет Филиал ОАО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемами Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (Ленинградское РДУ).

1941 год. Пущена Северодвинская ТЭЦ в Архангельской области – старейшее в регионе предприятие электроэнергетики

1941 год. Пущена Северодвинская ТЭЦ в Архангельской области – старейшее в регионе предприятие электроэнергетики. СТЭЦ-1 первоначально была одним из цехов знаменитого «Севмаша» («Северное машиностроительное предприятие»), главной задачей которого было обеспечение предприятия электрической энергией. Сегодня первая Северодвинская теплоэлектроцентраль обеспечивает электрической и тепловой энергией весь город весь город Северодвинск, который является центром атомного судостроения России.

Станция является обособленным подразделением «Северодвинская ТЭЦ-1» Главного управления ОАО «ТГК-2» по Архангельской области. В настоящее время установленная электрическая мощность Северодвинской ТЭЦ-1 – 188,5 МВт, электроэнергетическим режимом станции управляет Филиал ОАО «СО ЕЭС» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Архангельской области» (Архангельское РДУ). 

2015 год. Завершено строительство ВЛ 500 кВ Красноармейская – Газовая

2015 год. Завершено строительство ВЛ 500 кВ Красноармейская – Газовая. Торжественная церемония ввода линии в эксплуатацию состоялась 26 марта в Самарской области на подстанции 500 кВ Красноармейская. Строительство линии электропередачи протяженностью более 390 км началось в 2011 году. Ввод в работу ВЛ 500 кВ Красноармейская – Газовая позволил повысить пропускную способность контролируемых сечений между Объединенными энергосистемами (ОЭС) Центра, Средней Волги и ОЭС Урала, снизить минимально необходимые объемы резервов мощности на электростанциях энергосистем, а также обеспечить дополнительные возможности для проведения ремонтов электросетевого и генерирующего оборудования.