Нормативно-правовое регулирование DR на рынке электроэнергии Ирландии

Регулирующие органы Ирландии и Северной Ирландии в области электроэнергетики преследуют ряд целей энергетической политики, тесно связанных между собой. Эти цели включают обеспечение конкуренции, безопасности энергопоставок и устойчивого развития. При этом регулирующие органы признают потенциал DR для достижения этих целей за счет предоставления значительной экономической выгоды и пользы в сфере охраны окружающей среды. Реализация этого потенциала потребует высокого уровня координации действий всех вовлечённых сторон и органов, занимающихся разработкой энергетической политики, по широкому кругу вопросов.

 В 2010г. регулирующие органы Ирландии и Северной Ирландии предприняли действия по пересмотру политики в области рационализации спроса с тем, чтобы разработать «Видение управления спросом на период до 2020г.» (далее – Видение) и программу стратегического DR для реализации на территории всего острова.

До разработки Видения на территории Ирландии и Северной Ирландии уже существовал ряд инициатив, правил и характеристик структуры рынка, которые способствовали участию DR в деятельности электроэнергетического рынка. Так, например, бытовые потребители имели доступ к дневным и ночным тарифам на электроэнергию на всей территории острова в рамках программ «Nightsaver» и «Economy 7», которые применялись на территории Ирландии и Северной Ирландии соответственно. Кроме того, на протяжении более 10 лет на территории Ирландии использовалась «Схема снижения спроса в пиковый зимний период» (Winter Peak Demand Reduction SchemeWPDRS). Согласно схеме, потребители, снизившие уровень энергопотребления с 17.00 до 19.00 в зимние рабочие дни, получали соответствующую компенсацию. В результате реализации программы средний объем снижения нагрузки на энергосистему составлял от 80 МВт до 120 МВт.

Начиная с 2007г. было предусмотрено участие «объектов DR» (Demand Side Unit DSU) в деятельности рынка минимальной мощностью 4 МВт, представленных одним или несколькими энергетическими объектами потребителя, способными обеспечивать снижение уровня энергопотребления. Эти объекты могли подавать заявки на снижение уровня потребления и получать как плату за предоставленную мощность на разгрузку, так и плату за фактическое снижение спроса после получения соответствующей инструкции диспетчера. Однако до лета 2012г. значительного роста их применения на рынке не наблюдалось.

Эти инициативы и правила послужили основой для разработки новых мер, направленных на реализацию Видения на всей территории острова. Кроме того, при разработке документа учитывался широкий круг вопросов, имеющих отношение к DR, включая энергоэффективность, изменение поведения потребителей, использование «интеллектуальных» счетчиков, автоматизацию систем управления энергопотреблением в офисах и домах, процесс подачи заявок на участие в DR, новые формы спроса на электроэнергию (отопление за счет ВИЭ и электромобили), агрегацию источников распределенного производства электроэнергии и системы хранения электроэнергии.

При анализе DR был сделан вывод о том, что потенциал гибкости за счёт применения тепловых насосов и электромобилей является относительно небольшим в абсолютных величинах. При отсутствии веских причин для обеспечения гибкости за счет новых источников спроса, было бы более эффективно воспользоваться преимуществами существующих источников спроса, обладающих наибольшим потенциалом гибкости, таких как системы нагрева воды и обогрева помещений промышленном, коммерческом и бытовом секторах.

В соответствии с выводами «Заключительного документа» в рамках Видения в 2020г. и позднее энергосистема острова будет характеризоваться высоким уровнем генерации электроэнергии, вырабатываемой за счет энергии ветра. В результате этого станет сложнее прогнозировать периоды пиковой нагрузки на энергосистему. Кроме того, ожидается, что новые виды спроса, как например электромобили или тепловые насосы будут способствовать росту пиковой нагрузки в том случае, если они не будут использовать электроэнергию на основе ценообразования по времени потребления. В этом случае DR  мог бы помочь избежать инвестиций в строительство пиковых электростанций посредством обеспечения снижения пиковой нагрузки. DR также позволит не сокращать выработку ветровой электроэнергии, повышая спрос на нее во внепиковые периоды. DR сможет обеспечить гибкость энергосистемы и снизить уровень неопределённости, связанной с использованием энергии ветра. Другими его преимуществами являются вклад в регулирование частоты и аналогичные системные услуги в периоды, когда тепловая генерация не участвует в оказании этих услуг, и сокращение ограничений пропускной способности магистральных и распределительных сетей.

 После реализации Видения большая часть барьеров, стоящих на пути внедрения DR, были устранены, и в настоящее время DR участвует детальности рынка на территории всего острова. Так, например, два объекта DR, функционирующие в Ирландии, обеспечивают снижение нагрузки объёмом до 70 МВт, и еще четыре объекта находятся на разных стадиях процесса одобрения для участия в рынке.

Регулирующие органы, занимающиеся вопросами DR

(http://www.dcenr.gov.ie/)

Комиссия по регулированию энергетики (Commission for Energy Regulation CER) является независимым регулирующим органом в области энергетики по вопросам экономического регулирования оптового и розничного рынков, включая их либерализации, деятельности по передаче электроэнергии по магистральным распределительным сетям и обеспечения безопасности энергопоставок.  www.cer.ie

 

Комитет по единому рынку электроэнергии (SEM Committee) занимается рассмотрением всех вопросов, связанных с деятельностью единого оптового рынка электроэнергии острова Ирландия (Single Electricity Market).

http://www.allislandproject.org/en/SEM_overview.aspx

 

Нормативно-правовые акты и документы по теме DR

В августе 2012г. был опубликован консультативный документ «Видение управления спросом в период до 2020г.», который включил оценку преимуществ различных вариантов применения DR, проект Видения, предложенные меры по регулированию DR, а также путь реализации Видения. Консультативный документ содержал ряд наблюдений и возможных заключений, связанных с применением DR, и был представлен на рассмотрение всех вовлеченных сторон и потенциальных участников DR с целью получения их мнения по этому вопросу.

После проведения консультаций был опубликован «Заключительный документ», который включает:

1.  краткое изложение консультативного документа;

2.  сводный обзор комментариев, полученных от промышленных потребителей;

3.  заключительный вариант «Видения управления спросом на период до 2020г.»;

4.  список решений по  следующим шагам, которые должны быть предприняты Комитетом по единому электроэнергетическому рынку (SEM Committee) и регулирующими органами в области электроэнергетики.

 

 

В ноябре 2014г. Департамент по коммуникациям, энергетике и природным ресурсам Ирландии представил на рассмотрение участникам электроэнергетического рынка консультативный документ «Зеленая книга по энергетической политике Ирландии», целью которого является пересмотр энергетической политики страны и внедрение новой политики с 2014г. Документ также нацелен на разработку общей позиции правительства, прочих агентств и департаментов, участников рынка со стороны государственного и частного секторов по энергетической политике. Процесс общественных консультаций по этому документу прошел с мая по июль 2014г.

 

В документе указывается на то, что поставщики электроэнергии будут применять инновационные решения в рамках услуг, оказываемых потребителям, и при обеспечении их участия в процессе эффективного использования электроэнергии, что связано с требованиями по достижению конкретных целей в области энергоэффективности. Таким образом, поставщики будут активно искать партнёров среди потребителей с тем, чтобы привлечь их к снижению спроса на электроэнергию. Так, в соответствии с «Национальной программой по применению «интеллектуальных» счетчиков» счетчики будут установлены в домах потребителей на территории всей страны в 2015-2016гг., что позволит потребителям отслеживать свое энергопотребление в режиме реального времени. «Интеллектуальные» счётчики будут представлять собой удобные в использовании устройства, которые позволят потребителем с легкостью интерпретировать данные по энергопотреблению и будут способствовать изменению их поведения в сторону сокращения уровня энергопотребления. Предполагается, что выпуск «интеллектуальных» счётчиков будет сопровождаться введением ставок на электроэнергию по времени потребления, что обеспечить более низкие цены на электроэнергию во внепиковые часы с тем, чтобы стимулировать потребителей смешать время потребления с пиковых периодов.

Документы и презентации