Нормативно-правовое регулирование DR на рынке электроэнергии Великобритании

Электроэнергетический сектор Великобритании будет значительно меняться в течение ближайшего десятилетия с учетом того, что около 20% генерирующих мощностей, представленных в основном крупномасштабной атомной генерацией и угольными электростанциями, должны быть выведены из эксплуатации к 2020г. Согласно проведенным оценкам, электроэнергетическому сектору потребуются средства в размере 100 млрд. фунтов стерлингов для того, чтобы заменить эти генерирующие мощности и обновить электроэнергетическую инфраструктуру до 2020г.

В течение последних лет в рамках программы проведения реформы электроэнергетического рынка был разработан расширенный пакет мер, который включает предложения правительству о том, как привлечь необходимые инвестиции. В то время как новые инвестиции направляются на поддержку строительства генерирующих активов, растет интерес потребителей, регулирующих органов и правительственных структур к участию потребителей в деятельности рынка. Недавно внедренные правительственные программы, стимулирующие участие потребителей, совпали с интересами потребителей, направленными на сокращение энергопотребления в связи с повышением цен на электроэнергию и прогнозам о том, что они продолжат расти до 2030г.

Статистические данные, предоставленные правительством, свидетельствуют о том, что спрос на электроэнергию и газ в бытовом секторе устойчиво снижается. Спрос на электроэнергию в Англии и Уэльсе снизился в среднем на 22,3% в период с 2005 по 2011г. Согласно статистическим данным регулятора в области энергетики Ofgem, потребление газа в сфере ЖКХ за десятилетний период, закончившийся в конце 2013г.,  снизилось на 20%, а электроэнергии – на 10%.

С целью обеспечения участия потребителей в деятельности рынка правительство Великобритании планирует выпуск 53 млн. «интеллектуальных» счетчиков для учета потребления газа и электроэнергии. Эта инициатива обеспечит платформу для внедрения «интеллектуальных» сетей и систем управления энергопотреблением, а также позволит изменить то, каким образом потребители взаимодействуют с рынком, например за счет применения тарифов на электроэнергию, дифференцированных по времени суток.

Информация о развитии DR на рынке электроэнергии Великобритании представлена на вебсайте независимого регулирующего органа в области энергетики Ofgem https://www.ofgem.gov.uk/electricity/retail-market/market-review-and-reform/smarter-markets-programme/demand-side-response

Регулирующие органы, занимающиеся вопросами DR

(https://www.gov.uk/government/organisations/department-of-energy-climate-change)

(https://www.ofgem.gov.uk/home)

Нормативно-правовые акты и документы по теме DR

В декабре 2011г. правительство Великобритании представило на общественное обсуждение консультативный документ (Белую книгу) «Реформирование рынка электроэнергии». Реформа рынка направлена на ускоренное достижение трех целей в области электроэнергетики:

  1. в результате проведения реформы будет обеспечена надежность энергопоставок за счет использования разнообразных энергоресурсов, включая возобновляемые источники электроэнергии (далее – ВИЭ), атомную энергию, электростанции с применением технологии улавливания и хранения СО2, а также участия потребителей (управления спросом);
  2. проведение реформы обеспечит привлечение достаточных инвестиций в развитие устойчивых низкоуглеродистых технологий с тем, чтобы достичь целей по увеличению доли ВИЭ в общем топливном балансе к 2020г., а также сокращению выбросов СО2, как минимум, на 80% к 2050г.;
  3. меры, предусмотренные в рамках реформы, позволят также увеличить выгоду для потребителей и минимизировать их  расходы по энергопотреблению.

(https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/42636/1041-electricity-market-reform-condoc.pdf)

С целью реализации реформы правительство Великобритании приняло «Закон об электроэнергетике», который  вступил в силу в 2013г. Закон устанавливает меры финансовой поддержки, направленные на привлечение инвестиций в сумме 100 млрд. фунтов стерлингов, необходимых для замены существующей генерирующей инфраструктуры и обновления сетевой инфраструктуры к 2020г., а также удовлетворения растущего спроса на электроэнергию.

(http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2013/32/contents/enacted/data.htm)

(http://media.nationalgrid.com/media/1009/the_energy_act_2013.pdf)

Реформа рынка электроэнергии является крупнейшим изменением рынка с момента его приватизации. После начала проведения реформы в 2010г., за которым последовало вступление в силу «Закона об электроэнергетике» в 2012-2013гг., 2014 год стал годом непосредственной реализации реформы. Первое «Ежегодное обновление по реформе рынка электроэнергии» предоставляет информацию Парламенту и другим заинтересованным сторонам о прогрессе реформы и направлении, в котором она движется.

(https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/371384/Annual_Update_Print.pdf)

В 2013г. Департамент по энергетике и борьбе с изменением климата заказал проведение стороннего исследования с тем, чтобы оценить, каким образом меры управления спросом учтены в процессе разработки государственной политики, включая общие энергетически модели Департамента, которые регулярно используются для определения направлений и оценки предложений разработки энергетической политики. В рамках исследования эти меры именуются общим термином «D3: Demand reduction, Demand response, and Distributed energy generation» (снижение спроса, управление спросом (DR) и распределённая генерация). Результатом этого проекта стали 2 отчета:

  1. Отчет «D3: Возможности интеграции энергетической политики в области участия потребителей» представляет анализ законодательной среды D3 с целью применения в промышленном секторе, перечисляет преимущества применения мер по D3 и потенциальные возможности для дальнейшего их рассмотрения в рамках работы Департамента. (<//a>https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/341298/D3_Opportunities_for_integrating_demand_side_energy_policies.pdf
  2. Отчет «Анализ D3 в рамках энергетических моделей Департамента по энергетике и борьбе с изменением климата»  рассматривает, как меры D3 представлены в энергетических моделях Департамента, насколько модели Департамента интегрированы в этом отношении, и как Департамент может улучшить эти модели и их использование при проведении анализа политики в области управления спросом. (https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/341300/Analysis_of_D3_in_DECC_energy_system_models.pdf)

Документы и презентации

Инициативы в области DR

(https://www.ofgem.gov.uk/gas/wholesale-market/forums-seminars-and-working-groups/demand-side-working-group)

(https://www.ofgem.gov.uk//electricity/retail-market/market-review-and-reform/smarter-markets-programme)

Программа Ofgem была создана с целью обеспечения потребителей «интеллектуальными» счетчиками для перехода к рынку, «сфокусированному на потребителях и ведомого ими». К концу этого десятилетия правительство Великобритании планирует обеспечить всех потребителей «интеллектуальными» счётчиками, что позволит им более эффективно управлять своим энергопотреблением, а также производить расчет платежей на основе точных данных по энергопотреблению, которые будут направлены поставщикам электроэнергии.

Ofgem осуществляет проекты по следующим направлениям:

1.  Обеспечение быстрого и надежного переключения потребителей от одного поставщика электроэнергии на другого;

2. Осуществление расчетов по поставке и потреблению электроэнергии  включает расчет того, сколько электроэнергии потребители используют каждые полчаса в течение дня и сколько поставщики платят за эту электроэнергию. В настоящее время потребление электроэнергии для большинства потребителей рассчитается за каждые полчаса, поскольку «интеллектуальные» счётчики могут фиксировать фактическое потребление в этом интервале и предоставлять данные для расчётов за энергопотребление. Это также позволит стимулировать поставщиков на предоставление тарифов, которые сокращают расходы потребителей, использующих электроэнергию в периоды, когда она дешевле. Ofgem недавно одобрил предложение по расчетам для крупных промышленных потребителей на основе данных, рассчитываемых на получасовой основе, и в настоящие время рассматривает возможность таких расчетов для более мелкого бизнеса и ЖКХ.

3. Управление спросом. Понятие «гибкость спроса» включает использование систем хранения электроэнергии и межсистемных связей, а также управления спросом (DR). Ofgem разрабатывает стратегию, направленную на более широкое применение гибких источников в системе поставок электроэнергии и работает над созданием среды, которая бы поддерживала эффективное внедрение DR в Великобритании. С это целью были проведены консультации с представителями отрасли для получения информации об имеющихся трудностях. Основной проблемой было признано отсутствие механизма, описывающего взаимодействие участников рынка друг с другом и с потребителями. Ofgem в настоящее время занимается разработкой такого механизма.  

Более подробная информация может быть также получена в рамах проектов Ofgem по «интеллектуальным» сетям и устойчивому развитию:

4. Расширение возможностей потребителей и их защита с целью обеспечения того, что все потребители, в особенности уязвимые потребители, защищены на «более умном рынке».

5. Проведение обзора розничного рынка электроэнергии. Реформа рынка была проведена с тем, чтобы сделать их функционирование более простым, прозрачным и справедливым для потребителей. В 2014г. «Управление по защите конкуренции и рынкам» провело исследование рынка на предмет конкуренции по инициативе Ofgem, который, в свою очередь, продолжает оценивать прогресс реформы.