Нормативно-правовое регулирование DR на рынке электроэнергии Финляндии

Управление спросом (DR) играет важную роль в энергосистеме и на электроэнергетическом рынке Финляндии. Значительные объемы электроэнергии производятся за счет атомной генерации (34,6% в 2014г.), генерации на основе традиционных видов топлива (20,5% в 2014г.) и гидрогенерации (20,2% в 2014г.). При этом быстрыми темпами растет ветряная генерация, и в 2014г. ее доля в общем балансе генерации составила 1,7% (1112 ГВтч). Импорт электроэнергии в энергосистему Финляндии в 2014г. достиг 21,5% от общего объёма поставок. Таким образом, на стороне поставок электроэнергии доступный диапазон регулирования существенно ограничен, и возможность балансировать объемы производства и потребления электроэнергии обеспечивается узким спектром ресурсов.  Использование DR на рынке Финляндии необходимо с целью сглаживания  скачков цен, предотвращения аварийных отключений, а также интеграции растущих объёмов возобновляемых источников энергии.

Оптовый электроэнергетический рынок Скандинавии Nordpool www.nordpoolspot.com позволяет DR принимать участие в деятельности рынка, и соответствующие продукты DR предлагаются потребителям. В настоящее время существует необходимость дальнейшего совершенствования продуктов DR с тем, чтобы обеспечить максимальную эластичность спроса. Взносы за выход на рынок DR и требования к минимальному объёму предоставляемой мощности на разгрузку ограничивают прямое участие мелких потребителей в рынке.

Розничный рынок электроэнергии Финляндии также поддерживает применение DR, включая мелкими потребителями, и расчеты за энергопотребление практически для всех потребителей производятся на почасовой основе. Это позволяет с лёгкостью применять динамичное ценообразование, получать подтверждение об участии потребителей в DR и учитывать эти действия при расчётах.

Крупные энергоемкие промышленные потребители уже активно участвуют в DR. Участие в DR предприятий сферы обслуживания, коммерческих, мелких и средних промышленных потребителей также постепенно растет, но подробные статистические данные об этом отсутствуют. Ряд поставщиков электроэнергии на розничном рынке предлагает возможность участия в DR на коммерческой основе бытовым потребителям посредством использования домашних систем управления энергопотреблением и применения динамичного ценообразования. Таким образом, уровень участия в DR на розничном рынке продолжает расти и в ближайшем будущем может достичь значительных объёмов.

Ниже представлены причины более медленного роста применения DR бытовыми потребителями по сравнению с более крупными потребителями на розничном рынке:

  1. Несмотря на то, что законодательство требует, чтобы все «интеллектуальные» счётчики включали функцию автоматического управления нагрузкой потребителей, во многих из них в период вывода на рынок эта функция не была активирована. Таким образом, одна треть нагрузки потребителей не может управляться посредством «интеллектуальных» счётчиков; 
  2. Поставщики электроэнергии и агрегаторы DR на розничном рынке пришли к пониманию того, что использование крупных объемов исключительно противоаварийного DR сопровождается значительными ошибками при расчете объема DR, необходимого для поддержания баланса энергосистемы. Это влечет за собой дополнительные расходы и делает применение DR экономически невыгодным. На сегодня отсутствуют модели прогнозирования участия DR, их необходимо разработать и интегрировать DR в рынок посредством предоставления заявок о его участии; 
  3. Большинство (но не все) системы «интеллектуальных» измерений осуществляют коммуникации с задержкой в несколько часов, что препятствует внедрению DR  на быстро реагирующих электроэнергетических рынках;
  4.  Лишь некоторые системы «интеллектуальных» измерений поддерживают автоматический DR, при этом без полной автоматизации DR участие в нем бытовых потребителей является нецелесообразным;
  5.  Автоматизированные системы, используемые в частных домах потребителей и зданиях, являются довольно дорогостоящими, и их стоимость невозможно компенсировать исключительно за счет участия в DR.

На электроэнергетическом рынке Финляндии существует значительный объем нагрузки, управляемой посредством  использования «интеллектуальных» счетчиков. Однако роли и ответственность участников рынка не  достаточно четко обозначены, и многообразие существующих систем и решений препятствует реализации DR. В дополнение к этому, на рынке может возникнуть конфликт интересов, поскольку распределение затрат и экономической выгоды между участниками DR в ряде случаев является несправедливым, что может привести к противоречиям между участниками. Это, как правило, связано с разными потребностями участников рынка при управлении нагрузкой и распределением рисков между ними. Так, в рамках недавно проведённого опроса участников DR на рынке Финляндии 71% поставщиков электроэнергии на розничном рынке заявили  о том, передача функции управления нагрузкой их потребителей независимым участникам рынка (поставщикам услуг DR) влечет за собой дополнительные трудности, связанные с ростом затрат поставщиков электроэнергии в случае возникновения дисбаланса в энергосистеме.

С целью решения существующих проблем необходимо проведение стандартизации интерфейсов между информационно-коммуникационными системами участников рынка, разъяснение функций и обязанностей участников в процессе DR и изменение регулирования рынка для обеспечения стимулов участия и разрешения конфликтов.

Регулирующие органы, занимающиеся вопросами DR

(www.tem.fi/en/energy)

регулятор в области энергетики, занимающийся вопросами развития и мониторинга энергетического рынка, а также вопросами сокращения выбросов парниковых газов, энергоэффективности и ВИЭ; подотчетен Министерству труда и экономики.

( www.energiavirasto.fi/web/energy-authority/energy-authority )

Нормативно-правовые акты и документы по теме DR

Электроэнергетический рынок Финляндии был постепенно либерализован после принятия «Закона об электроэнергетическом рынке 386/1995» в 1995г. С конца 1998г. все потребители электроэнергии, включая бытовых потребителей, имеют возможность выбирать собственного поставщика электроэнергии. Целью реформирования рынка стало повышение эффективности его деятельности и необходимость интеграции в общий электроэнергетический рынок Скандинавии. Этот закон, дополненный изменениями в 2004г., также регулирует применение «интеллектуальных» счетчиков на территории Финляндии.

В марте 2009г. правительство Финляндии приняло «Закон об учете поставок электроэнергии 66/2009», который требует от операторов распределительных сетей установки счётчиков с возможностью дистанционного считывания данных, как минимум, для 80% обслуживаемых потребителей до конца 2013г. В соответствии с законом, эти счетчики должны иметь способность фиксировать объем энергопотребления каждые 15 минут, однако фактический учет данных потребления будет производиться на почасовой основе. Кроме этого, «системы учета электроэнергии должны иметь возможность получать и выполнять или передавать команды по управлению нагрузкой, направляемые в рамках системы передачи данных».

Сегодня доля установленных «интеллектуальных» счетчиков на территории Финляндии составляет около 100%, что дает потребителям доступ к необходимым технологиям для участия в DR. Однако полномасштабного внедрения DR пока не произошло, что может быть  связано с техническими, эконмическими, административными и структурными сложностями.

В марте 2011г. вступил в силу «Закон о резерве мощности на пиковый период 117/2011», который позволяет ресурсам DR принимать участие в рынке мощности. В соответствии с принятым законом резерв мощности в пиковый период будет использован в качестве стратегического резерва для обеспечения баланса между спросом и предложением электроэнергии в энергосистеме в том случае, если этот баланс не будет обеспечен  за счет рынка, функционирующего на коммерческой основе. Объем необходимого резерва мощности в пиковый период будет определяться  регулятором энергетического рынка Energy Authority, который должен также разработать процедуру подачи и отбора заявок на предоставление мощности на разгрузку электростанциями и потребителями, способными принимать участие в DR, что и было сделано в 2013г.

В марте 2013г. Правительство Финляндии одобрило «Национальную стратегию в области энергетики и изменения климата». В рамках документа подчёркивается, что уровень DR на рынке будет увеличен и будет продолжено развитие «интеллектуальных» сетей для обеспечения гибкости энергосистемы и решения проблем, связанных с  дефицитом электроэнергии в зимний период и интеграцией растущих объемов ВИЭ.

В долгосрочной перспективе Финляндия планирует стать страной с нулевыми выбросами парниковых газов. Это задача наиболее сложно осуществима в секторе энергетики, поскольку 80% выбросов парниковых газов на территории страны имеет место при производстве электроэнергии и ее потреблении, включая электроэнергию, используемую в сфере транспорта. В июне 2013г. премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен создал Парламентский комитет по вопросам энергетики и климата с целью подготовки «Дорожной карты по вопросам энергетики и изменения климата до 2050г.», в подготовке которой приняли участие представители различных политических партий Парламента. Дорожная карта была опубликована 16 октября 2014г. В документе важная роль отводится развитию DR и систем хранения электроэнергии как альтернативам строительству генерирующих мощностей.

Документы и презентации

Инициативы в области DR