Нормативно-правовое регулирование DR на рынках электроэнергии Европейского Союза

Под управлением спросом (Demand Response - DR) в ЕС понимается намеренное изменение структуры энергопотребления конечных потребителей в ответ на стимулы, получаемые от операторов магистральных сетей (они же – системные операторы). Участие в DR требует от потребителей либо выполнения каких-то конкретных действий в ответ на сигналы системных операторов или, что является более привлекательным вариантом, применения автоматизированных программ DR, предоставляемых сторонними провайдерами на рынке.

Участие в DR может осуществляться либо на основании стимулов, когда потребители получают выплаты за снижение уровня энергопотребления в периоды пиковой нагрузки или когда энергосистема находится в аварийном состоянии, либо на основании принципа ценозависимого энергопотребления. Этот вариант, предусматривающий смещение потребления на периоды, в которые цена на электроэнергию боле низкая, имеет огромный неохваченный потенциал для промышленных потребителей, т.к. многие из них могут смещать период потребления электроэнергии на внепиковые часы.

DR на электроэнергетических рынках Европы
Источник: SEDC
Источник: SEDC

Информация о развитии DR на рынках электроэнергии ЕС и соответствующем регулировании представлена на информационной интернет площадке Еврокомиссии по системам стратегических энергетических технологий SETIS (Strategic Energies Technologies Systems). 

https://setis.ec.europa.eu/setis-magazine/smart-grids/demand-response-empowering-european-consumer

Регулирующие органы, занимающиеся вопросами DR

На уровне ЕС- Директорат по энергетике Еврокомиссии(http://ec.europa.eu/energy/)

На уровне стран-членов ЕС: национальные регулирующие органы в области электроэнергетики

Нормативно-правовые акты и документы по теме DR

DR рассматривается в различных директивных документах ЕС, а именно в Директиве по электроэнергетике ЕС (2009/72/EC) и Директиве по энергоэффективности ЕС (2012/27/EU). В частности, Директива по энергоэффективности ЕС призывает страны-члены ЕС устранить стимулы, включенные в тарифы на передачу электроэнергии по магистральным и распределительным сетям, которые могут помешать развитию DR с целью повышения уровня участия потребителей в DR (согласно оценкам в настоящее время в ЕС задействовано лишь 10% потенциала DR). Страны-члены также должны обеспечить стимулирование участия ресурсов DR национальными регулирующими органами в области электроэнергетики на равных условиях с поставщиками электроэнергии на оптовых и розничных рынках. В дополнение к этому, страны-члены должны предоставить стимулы для системных операторов с целью повышения эффективности строительства и функционирования инфраструктуры, а также тарифы, которые позволили бы поставщикам электроэнергии увеличивать участие потребителей в DR.

«Интеллектуальные сети: от инноваций до внедрения». Адресовано Европейскому Парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету по регионам. (декабрь 2011г.)

(март 2012г.)

Однако для широкомасштабного применения DR необходимо устранить ряд барьеров. В соответствии с отчетом, составленным Совместным исследовательским центром Еврокомиссии (Joint Research Centre - JRC), который является внутренним исследовательским центром Еврокомиссии, регулятивные и рыночные барьеры представляют основные сложности для развития коммерчески выгодного DR. В настоящее время необходимо разработать техническое обоснование и четкие правила применения DR. Другая сложность, которую необходимо преодолеть, это получить доверие потребителей и стимулировать их участия в проектах DR, поскольку сопротивление со стороны потребителей все еще остается значительным.

В этой связи проекты DR получают выгоду от использования «интеллектуальных» счетчиков, являющихся основными активизаторами инициатив DR. Таким образом, все большее число проектов DR движется от стадии исследования и разработки к стадии тестирования участия потребителей. Программы, направленные на снижение уровня энергопотребления за счет предоставления отчета потребителям о структуре их потребления, также обеспечивают более широкое применение DR. Потенциальные выгоды для потребителей в результате участия в DR являются значительными и предусматривают сокращение уровня энергопотребления на 10-15%, что должно привлечь участие потребителей в инициативах по DR.

С тем, чтобы обеспечить более широкое применение DR, продукты и программы DR создаются на оптовом рынке электроэнергии. Кроме того, растет число агрегаторов спроса. На стороне энергопоставок системные операторы и продавцы электроэнергии на розничном рынке предоставляют доступ к услугам, которые обеспечивают применение рационализации спроса и микрогенерации. Более масштабное применение DR  будет и далее поддерживаться тем фактом, что страны-члены ЕС обязаны были транспонировать положения Директивы по энергоэффективности ЕС в национальное законодательство до 5 июня 2014г. и представить соответствующий отчет Еврокомиссии. Еврокомиссия оказывает поддержку странам-членам ЕС различными способами. Так, для стран-членов ЕС был проведен семинар о том, как транспонировать Статью 15 Директивы по энергоэффективности (об энергетической трансформации, передаче электроэнергии по магистральным и распределительным сетям) в национальное законодательство. Также продолжается работа над отчетом о состоянии дел в странах-членах в области разработки систем стимулирования DR.

В рамках внутреннего рабочего документа о внедрении гибкого спроса Еврокомиссия перечисляет ряд мер, которые требуются для обеспечения роста DR на электроэнергетическом рынке. Эти меры включают создание прозрачных рыночных стимулов для применения DR, которые бы вознаграждали за участие в DR  посредством применения динамичного ценообразования, но при этом соблюдали бы законы о неприкосновенности данных. Еврокомиссия также рекомендует, чтобы рынки оставлялись открытыми для исследования потенциала DR и рассматривали ресурсы DR на равных условиях с физическими поставками электроэнергии. В дополнение ко всему, на рынке должна быть использована стратегия, предусматривающая расширенный выпуск «интеллектуальных» счетчиков, позволяющих потребителям более активно участвовать в DR и понимать его ценность.

Дополняет «Коммюнике Еврокомиссии о формировании внутреннего рынка и извлечении максимальной выгоды от участия потребителей» (ноябрь 2013г.)

Время для активного применения DR наступило и на рынке системных услуг. Генерация на стороне потребителей, включая панели солнечных батарей, становится все более распространенной, предоставляя домохозяйствам больше возможностей для производства собственной электроэнергии и регулирования спроса в соответствии с собственным производством, а также возможности поставлять электроэнергию на оптовый рынок. Домашние электроприборы становятся все более «интеллектуальными» и могут включаться или отключаться в ответ на сигнал, получаемый от энергосистемы, что обеспечивает более высокий уровень участия потребителей. При продолжающемся росте цен на электроэнергию, участие потребителей в DR  будет расти, поскольку их привлекают финансовые выгоды и выгоды, связанные с эффективностью энергопотребления, которые DR  может предложить.

25 февраля 2015г. Еврокомиссия опубликовала коммюнике о создании «Энергетического Союза» на территории ЕС. «Энергетический Союз» создан с учетом трех долгосрочных целей энергетической политики ЕС: надежности энергопоставок, устойчивого развития и обеспечения конкуренции. Для достижения этих целей деятельность «Энергетического Союза» будет сконцентрирована на пяти аспектах: 1) обеспечении энергетической безопасности, солидарности и доверия; 2) создании общего внутреннего энергетического рынка; 3) внедрении энергоэффективности как вклада в изменение спроса на электроэнергию; 4) проведении декарбонизации экономики; и 5) осуществлении исследований, инноваций и обеспечения конкуренции.

Создание общего внутреннего энергетического рынка ЕС (цель №2) включает преодоление трудностей на рынке электроэнергии, в частности обеспечение интеграции ВИЭ и надёжности энергопоставок, что требует координирования доступного объёма мощности на региональном уровне, интегрирования систем накопления и хранения электроэнергии и более гибкого управления спросом (DR). Это позволит потребителям более эффективно участвовать в деятельности рынка и легче осуществлять перетеки электроэнергии через границы.

Дорожная карта «Энергетического Союза» предусматривает разработку мер Еврокомиссией и странами-членами в 2015-2016 гг. для внедрения на розничных рынках электроэнергии с целью обеспечению участия потребителей в деятельности рынков за счет применения DR, использования «интеллектуальных» технологий, ликвидации регулируемых цен и разработки мер по защите уязвимых потребителей.

(http://ec.europa.eu/priorities/energy-union/index_en.htm)

(http://europa.eu/rapid/press-release_IP-15-4497_en.htm)

(http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-15-4485_en.htm)

Коммюнике Еврокомиссии, адресованное Европарламенту, Европейскому Совету, Европейскому комитету по экономическому и социальному развитию, Комитету по развитию регионов и Европейскому инвестиционному банку (http://ec.europa.eu/priorities/energy-union/docs/energyunion_en.pdf)

(http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:1bd46c90-bdd4-11e4-bbe1-01aa75ed71a1.0001.03/DOC_2&format=PDF)

(https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/1_EN_ACT_part1_v8.pdf)

15 июля 2015г. Еврокомиссия опубликовала «летний пакет документов» с целью внедрения стратегии «Энергетического союза», в рамках которого в феврале 2015 г. была разработана политика ЕС по решению проблемы изменения климата. Новое предложение Еврокомиссии делает приоритетным принцип «энергоэффективности» и указывает на то, что бытовые и коммерческие потребители должны находиться в самом центре европейского энергетического рынка.

В рамках пакета представлены три документа: Коммюнике Еврокомиссии «Предоставление новой сделки энергопотребителям», Коммюнике Еврокомиссии «Запуск процесса публичной консультации о новой структуре энергетического рынка» и внутренний рабочий документ Еврокомиссии «Передовые практики в области потребления электроэнергии, самостоятельно вырабатываемой потребителями за счет возобновляемых источников энергии», сопровождающий Коммюнике Еврокомиссии «Предоставление новой сделки энергопотребителям».

Коммюнике «Предоставление новой сделки энергопотребителям» разработано с учетом стратегии, состоящей из трех ключевых задач: 1. оказание помощи потребителям при экономии средств и электроэнергии за счет обеспечения информации более высокого качества; 2. предоставление потребителям более широкого выбора действий при участии в деятельности электроэнергетического рынка, включая возможность менять поставщика электроэнергии, использование потенциала гибкости за счет применения управления спросом (Demand Response), снижение суммы счета за электроэнергию посредством производства собственной электроэнергии и ее потребления, а также повышение уровня участия потребителей за счет использования посредников и схем коллективного участия; 3. обеспечение самого высокого уровня защиты потребителей.

Документы и презентации

(http://www.eurelectric.org/media/61240/dsp_report_0810-02_simple_page_final-2011-030-0638-01-e.pdf) август 2011г.

(http://sedc-coalition.eu/wp-content/uploads/2014/04/SEDC-Mapping_DR_In_Europe-2014-04111.pdf) апрель 2014 г.

(http://sedc-coalition.eu/wp-content/uploads/2014/04/SEDC-Mapping_DR_In_Europe-2014-04111.pdf) август 2013 г.

Презентация Мануэля Санчеса, руководителя группа по «интеллектуальным» сетям Директората по энергетике Еврокомиссии для МЭА «Ключи для развития DR». Июль 2014г. (https://www.iea.org/media/workshops/2014/esapworkshopii/Manuel_Sanchez.pdf)

Итоговый отчет Cambridge Economic Policy Associates Ltd для Агентства по сотрудничеству регуляторов энергетики (ACER) «Гибкость на стороне спроса. Потенциальные преимущества и состояние дел в Европейском Союзе». Сентябрь 2014г. (http://www.acer.europa.eu/Official_documents/Acts_of_the_Agency/References/DSF_Final_Report.pdf)

(http://www.eurelectric.org/media/169872/0310_missing_links_paper_final_ml-2015-030-0155-01-e.pdf)