Технологии Demand Response в Китае

В Китае DR развивается в рамках проектов по построению в стране интеллектуальной сети (Smart Grid).  Пятилетний план на 2011 – 2015 год предусматривает инвестиции в размере 1,5 триллиона юаней на развитие энергосистемы, а долгосрочная цель к 2020 году заключается в создании полностью функционирующей Smart Grid, охватывающей всю страну.[1]

На данном этапе запущено создание первого китайского проекта по DR в рамках Smart Grid, начало которому положило подписание договора (5 января 2012 года) между компанией Honeywell и системным оператором Китая State Grid Corporation of China. Договор подразумевает внедрение системы Auto DR[2] в ряде офисных зданий, на некоторых государственных и коммерческих предприятиях, а также заводов Тяньцзиньской зоны экономического и технического развития (далее − TEDA[3]).

По оценкам данная технология сделает возможным снижение пиковых нагрузок на 15 − 30%, а также позволит предприятиям TEDA оптимизировать свою инвестиционную и операционную деятельность, внести вклад в повышение энергоэффективности и защиту окружающей среды.[4]

 


[2] Технология автоматизированного управления энергопотреблением

[3] Главная зона со свободным рынком города Тяньцзиня (КНР), располагается в районе Тангу. В настоящее время представительство иностранного бизнеса в зоне — примерно на уровне Шанхая. В некоторых районах города основаны промышленные районы и технологические парки, которые организационно относятся к TEDA

Нормативно-правовое регулирование DR на рынке электроэнергии КНР

Энергосистема Китая кардинально меняется. Рост энергопотребления и пикового спроса, разработка энергетической политики, требующей сокращения негативного воздействия экономики на окружающую среду, необходимость в повышении экономической эффективности, интеграция ВИЭ и появление на рынке электромобилей создают трудности для системных операторов при управлении энергосистемой и требуют проведения серьезных изменений, связанных с ее работой и развитием. Сегодня в стране активно растет интерес к изучению потенциала ресурсов на стороне потребления с целью поддержания баланса между спросом и предложением в энергосистеме, решения задач по снижению выбросов парниковых газов и обеспечения экономической эффективности.

Управление спросом (DR) все чаще рассматривается в Китае как важный ресурс, который может помочь достигнуть поставленных задач. Энергокомпании страны уже имеют некоторый опыт в области реализации административных программ по управлению нагрузкой, включая смещение нагрузки, ограничение энергопотребления и снижение спроса в случае значительного дефицита электроэнергии в энергосистеме. Однако при внедрении этих программ компании полагаются на стимулы, предлагаемые правительством, что не является эффективным в долгосрочной перспективе. Административное управление нагрузкой не обеспечивает гибкости при энергопотреблении и не может привлечь потребителей к участию в программах по изменению режима энергопотребления на добровольной основе. Внедрение DR требует наличия рыночных механизмов, а ресурсы DR – денежного выражения с целью участия в сделках купли-продажи. На сегодня, несмотря на попытки Китая их создать, эти рыночные механизмы отсутствуют.

Регулирующие органы, занимающиеся вопросами DR

Государственный совет КНР – один из главных административных и регулятивных органов КНР, который руководит деятельностью министерств и местных органов управления.

english.gov.cn

Национальная комиссия по развитию и реформам – государственное агентство, которое несет ответственность за планирование эконмического развития КНР. В ее компетенции находятся вопросы энергетики и охраны окружающей среды. NDRC ведет деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и состоит из 33 департаментов. Департамент по ценообразованию NDRC устанавливает цены на электроэнергию и разрабатывает новые рыночные механизмы.

en.ndrc.gov.cn

Государственное энергетическое управление – это департамент NDRC, который занимается вопросами энергетики и охраны окружающей среды, в частности разработкой и внедрением пятилетних планов развития в области энергетики и промышленной политики, продвижением реформы электроэнергетической отрасли и стимулированием применения новых технологий.

www.nea.gov.cn

Функции Министерства финансов включают осуществление контроля над субсидиями для целей программ в области энергоэффективности и предоставление финансирования пилотным проектам, направленным на рационализацию спроса.

Нормативно-правовые акты и документы по теме DR

Деятельность в области рационализации спроса (Demand Side ManagementDSM), которая включает управление спросом (<//span><//span>DR) и энергоэффективность, началась в Китае еще в 1990-х гг. В основном эти меры были направлены на традиционное обязательное некомпенсируемое снижение уровня энергопотребления потребителями в период дефицита в энергосистеме. Несмотря на почти 30 лет развития, сегодня в Китае отсутствуют четкая политика, действенные меры и эффективное регулирование в этой сфере.

 

Создание программ DSM в Китае прошло три стадии, которые были отмечены двумя событиями: реформой электроэнергетического рынка в конце 2002 г. и задачами, поставленными в области энергосбережения и сокращения выбросов парниковых газов в рамках 11-ого 12-го пятилетних планов развития за 2006-2010 гг. и 2011-2015 гг.

В 1991-2002 гг. до проведения реформы электроэнергетики управление нагрузкой внедрялось в Китае State Power Corporation, которая представляла собой вертикально-интегрированную энергокомпанию и находилась в собственности государства. На основании документа, опубликованного в 2000 г., State Power Corporation начала осуществлять обязательное управление нагрузкой, которое включало прямое управление нагрузкой, корректировку уровня нагрузки и внедрение тарифов на электроэнергию, различающихся по времени потребления.

В 2002 г. Государственная комиссия по экономике и торговле КНР выпустила инструкцию с целью продвижения DSM, результатом которой стало осуществление первого пилотного проекта в этой области и проведение обучающих мероприятий в нескольких провинциях и крупных городах страны. В рамках проектов были использованы энергосберегающие технологии (экологические осветительные системы) и технологии накопления электроэнергии (энергосберегающие лампы, технология использования льдохранилища для кондиционирования воздуха и регенеративные электрические водогрейные котлы).

После проведения реформы электроэнергетики в 2002-2005 гг. State Power Corporation была разделена на 5 национальных групп по производству электроэнергии и 2 коммунальные энергокомпании, которые стали выполнять функции поставщиков электроэнергии на розничном рынке и продолжили деятельность в области DSM. Правительство, в свою очередь, ввело в действие ряд планов и мер с целью поддержки DSM, включая использование цен при корректировке объемов поставок электроэнергии и с целью стимулирования рационального использования электроэнергии, программу по охране природных ресурсов, долгосрочной план по ресурсосбережению и руководство по расширению деятельности в сфере DSM.

Принятые правительством меры могут быть классифицированы как административные, экономические и технические:

  • Административные меры включили изменение графика рабочих смен на предприятиях потребителей, дифференцированные часы работы, вывод оборудования из эксплуатации с целью технического обслуживания и ремонта в течение периодов или часов пикового спроса;
  • Экономические меры были направлены на разработку политики в области ценообразования с целью внедрения тарифов на электроэнергию по времени потребления и добровольного участия в таких программах промышленных и бытовых потребителей в ряде провинций, а также сезонного ценообразования и тарифов для кратковременного отключения нагрузки в нескольких провинциях. Кроме того, экономические меры предусматривали предоставление займов на льготных условиях или финансовых субсидий при покупке энергоэффективного оборудования;
  • Технические меры требовали проведения исследований в области коммерческой эксплуатации электромобилей, осуществления демонстрационных проектов по использованию тепловых насосов, применения технологий накопления электроэнергии, энергоэффективных мер и энергосберегающих продуктов, а также создания платформ для компаний и пользователей с целью предоставления консультаций и услуг по энергосбережению.

 

Начиная с периода пятилетнего плана развития за 2006-2010 гг. и в течение последующего периода в 2011-2015 гг., меры в области DSM были сконцентрированы на энергосбережении и сокращении выбросов парниковых газов в соответствии с национальными задачами по сокращению удельного энергопотребления (на 20% в период 2006-2010 гг. и на 16% в период 2011-2015 гг.) и углеродоемкости (на 17% в период 2011-2015 гг.). С целью выполнения поставленных задач в 2010 г. NDRC объявила о внедрении дальнейших мер в области рационализации спроса, что стало одним из важнейших этапов политики правительства, направленной на поддержку DR.

  • Принятые новые административные меры предусматривали расширение программ в области DR за счёт повышения качества систем управления нагрузкой. Объём отслеживаемой мощности должен был составлять более 70% от объема пиковой нагрузки, а объем мощности с контролируемой нагрузкой за счет установленного оборудования более 10% от объёма пиковой нагрузки. В результате этих требований полномасштабное внедрение счетчиков с развитой инфраструктурой измерений стало одной из самых главных целей страны.

Сегодня Китай имеет одну из самых комплексных систем интеллектуальных счетчиков в мире. Согласно данным энергокомпании SGCC, к концу 2013 г. в стране было установлено 196 млн. интеллектуальных счётчиков, а к концу 2015 г. их число должно было достигнуть 340 млн.

 В 2010 г. NDRC, Министерство финансов, Народный банк Китая и Государственное управление по налогам приняли документ, который предписывал местным органам управления и министерствам стимулировать развитие отрасли энергетических услуг. Целью документа было также оказание поддержки созданию компаний, оказывающих услуги по повышению энергоэффективности, и энергосбытовых компаний (Energy Serving CompaniesESCOs).

  • Экономические меры были направлены на пересмотр политики дифференцированных цен на электроэнергию. В июне 2010 г. Министерство финансов и NDRC разработали документ «О политике дифференцированного ценообразования в области электроэнергетики» на базе реформ, начатых в 2004 г. Согласно этому документу, компании в энергоемких отраслях, не соответствующие требованиям в области энергосбережения, должны оплачивать сбор в размере 0,1-0,3 CNY/кВт×ч.

В 2010 г. NDRC еще более увеличила разницу между тарифами по времени потребления, которые были внедрены в Китае задолго до этого, с целью симулирования внедрения DR. Это привело к тому, что за последние годы многие провинции и города в Китае стали использовать тарифы по времени потребления с целью смещения времени энергопотребления коммерческими и промышленными потребителями. К августу 2014 г. эти тарифы применялись на 65% территории Китая. 

Пример из практики: В Пекине Международный финансовый центр использует льдохранилище для кондиционирования воздуха, что позволяет сэкономить более 1 млн. евро в год на расходах за энергоснабжение за счет смещения нагрузки по охлаждению на внепиковые периоды спроса. Разница между ценой на электроэнергию в пиковые и внепиковые периоды может достичь соотношения 4:1. В дополнение к указанным выше дифференцированным ценам, тарифы на электроэнергию в Пекине ежегодно увеличиваются дополнительно на 10% в течение 4 часов в июле-августе в критические пиковые периоды спроса.

В 2010 г. NDRC расширила применение программы кратковременно отключаемой нагрузки на территории страны. В настоящее время несколько провинций и городов компенсируют сброс нагрузки потребителям, которые добровольно участвуют в этой программе по ставке 1,00 CNY/кВт×ч (0,12 евро/кВт×ч) за состояние готовности и 1,50 CNY/кВт×ч (0,19 евро/кВт×ч) за фактическое отключение нагрузки. 

В июле 2012 г. Министерство финансов и NDRC разработали новую инициативу для оказания поддержки внедрению комплексного рабочего плана в области DSM на территории крупных городов. Эта инициатива направлена на достижение национальных задач, поставленных в рамках 12-го пятилетнего плана развития, внедрения регулирования в области DSM и обеспечения надёжности энергопоставок. Одной из основных целей инициативы является стимулирование применения технологии смещения пиковой нагрузки в рамках DR. В ходе пилотных проектов потребители, использующие технологии, которые позволяют достичь постоянного снижения нагрузки и смещения пиковой нагрузки, получат оплату по ставке 400 CNY/кВт×ч (48 евро/кВт×ч) за сокращенный объём нагрузки в восточных провинциях и 550 CNY/кВт×ч (66 евро/кВт×ч) в центральных и западных провинциях Китая. Пилотные проекты в области DR, результатом которых будет временное снижение нагрузки, будут оплачены по ставке 100 CNY/кВт×ч (12 евро/кВт×ч). 

В марте 2015 г. правительство КНР опубликовало документ «Дальнейшее проведение реформы организационной структуры энергетики» и запустило новый цикл реформ. Основные вопросы, рассматриваемые в документе, включают механизм ценообразования и торговли электроэнергией, планы в области управления энергосистемой, развитие системы передачи электроэнергии по распределительным сетям и либерализация розничного рынка. Планы правительства Китая также включают дерегулирование электроэнергетической отрасли.

Документы и презентации