Технология ценозависимого потребления

На рисунке: P – цена; Q – количество; S – кривая предложения; D1, D2 – кривые спроса
На рисунке: P – цена; Q – количество; S – кривая предложения; D1, D2 – кривые спроса

Возможность потребителей влиять на спрос – ключевая черта любого эффективно функционирующего конкурентного рынка. Это утверждение справедливо для любого рынка, и рынок электроэнергии не исключение. Особые свойства электроэнергии как товара (одновременность производства и потребления, невозможность создания складских запасов или замены другим товаром) привели к тому, что исторически потребители не имели практической возможности влиять на баланс спроса и предложения, а, следовательно, и на цены на рынке. Потребители электроэнергии не уменьшают потребление при росте цены на электроэнергию. В условиях такой неэластичности спроса активной стороной, полностью определяющей цену электроэнергии, выступают производители.

Новые тенденции в электроэнергетике, появление цифровых интервальных счетчиков электроэнергии, развитие телекоммуникаций и «интеллектуальных сетей» («smart grid») предопределили возможность повышения эластичности потребления и привели к появлению концепции demand response.

Управление спросом (анг. «Demand Response», далее – DR) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.

Управление спросом является эффективным инструментом снижения цен на рынке электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию. Упрощенно эффект от участия потребителей в управлении спросом представлен на рисунке. Плавный рост кривой предложения S сменяется резким ростом в замыкающей части, что соответствует использованию наиболее дорогих генераторов. Снижение потребления в пиковые часы с величины Q1 до величины Q2 приводит к превращению кривой спроса D1 в кривую D2 и снижению цены на электроэнергию на величину ΔP.

Снижение потребления электроэнергии может осуществляться за счет использования локальных источников энергоснабжения потребителя (в том числе резервных генерирующих объектов, накопителей энергии и др.), регулирования интенсивности работы двигателей насосно-перекачивающих систем, изменения уставки термостата для систем кондиционирования и/или холодильных установок, изменения или останова производственного цикла, частичное отключение освещения и других действий.

Управление спросом не включает в себя изменение энергопотребления, обусловленное нормальной операционной деятельностью предприятия (например, снижение потребления электроэнергии в праздничные дни).

Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями.

В настоящее время в России предпринимаются первые шаги по стимулированию потребителей к участию в повышении энергоэффективности и выравниванию графиков нагрузки, например, за счет внедрения дифференцированных по времени суток тарифов.

В целях создания условий для повышения энергоэффективности работы Единой энергосистемы России за счет привлечения потребителей оптового рынка к активному участию в регулировании спроса на электрическую энергию и мощность, получившему название ценозависимого потребления, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 699  «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 №1172».

Подробная информация о постановлении приведена в разделе Регламентирующие документы


Новости

20.05.2015    13:17

Компании Honeywell и Tata Power внедрят первый проект автоматизированного DR

Американская компания-разработчик технологий Honeywell и индийская энергокомпания Tata Power Delhi Distribution (TPDDL) объявили об успешном запуске первого проекта в Индии в области применения автоматизированного DR (Automated Demand Response - ADR) для коммерческих и промышленных потребителей

20.05.2015    13:07

Будущее мировых рынков DR объяснено

Новый отчет компании Navigant «Технологии внедрения DR» предоставляет данные о том, что затраты на DR значительно вырастут во всем мире

15.05.2015    10:53

Comcast присоединилась к программе DR для бытовых потребителей энергокомпании ComEd

Американская кабельная компания Comcast объединилась с коммунальной энергокомпаний Commonwealth Edison и предлагает своим клиентам участвовать в «Летней программе управления энергопотреблением для бытовых потребителей - Xfinity»

14.05.2015    13:20

Компании Pacific Gas & Electric заключила контракт с Opower на сумму в 90 млн. долларов США

Американская компания Opower, эксперт в вопросах изменения поведения потребителей с целью обеспечения энергоэффективности, подписала свой крупнейший контракт на сумму в 90 млн. долларов США сроком на 7 лет с коммунальной энергокомпанией Pacific Gas & Electric (PG&E)

11.05.2015    10:29

Как EnerNOC включает использование батареи от Tesla в свои планы по DR

Бизнес компании Tesla по производству аккумуляторных батарей предполагает не только установку устройств Powerwall на крышах домов с панелями солнечных батарей, но и помощь коммерческим и промышленным потребителям по сокращению расходов, связанных с энергопотреблением, посредством предоставления возможности участия в DR