Технология ценозависимого потребления

На рисунке: P – цена; Q – количество; S – кривая предложения; D1, D2 – кривые спроса
На рисунке: P – цена; Q – количество; S – кривая предложения; D1, D2 – кривые спроса

Возможность потребителей влиять на спрос – ключевая черта любого эффективно функционирующего конкурентного рынка. Это утверждение справедливо для любого рынка, и рынок электроэнергии не исключение. Особые свойства электроэнергии как товара (одновременность производства и потребления, невозможность создания складских запасов или замены другим товаром) привели к тому, что исторически потребители не имели практической возможности влиять на баланс спроса и предложения, а, следовательно, и на цены на рынке. Потребители электроэнергии не уменьшают потребление при росте цены на электроэнергию. В условиях такой неэластичности спроса активной стороной, полностью определяющей цену электроэнергии, выступают производители.

Новые тенденции в электроэнергетике, появление цифровых интервальных счетчиков электроэнергии, развитие телекоммуникаций и «интеллектуальных сетей» («smart grid») предопределили возможность повышения эластичности потребления и привели к появлению концепции demand response.

Управление спросом (анг. «Demand Response», далее – DR) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.

Управление спросом является эффективным инструментом снижения цен на рынке электроэнергии в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию. Упрощенно эффект от участия потребителей в управлении спросом представлен на рисунке. Плавный рост кривой предложения S сменяется резким ростом в замыкающей части, что соответствует использованию наиболее дорогих генераторов. Снижение потребления в пиковые часы с величины Q1 до величины Q2 приводит к превращению кривой спроса D1 в кривую D2 и снижению цены на электроэнергию на величину ΔP.

Снижение потребления электроэнергии может осуществляться за счет использования локальных источников энергоснабжения потребителя (в том числе резервных генерирующих объектов, накопителей энергии и др.), регулирования интенсивности работы двигателей насосно-перекачивающих систем, изменения уставки термостата для систем кондиционирования и/или холодильных установок, изменения или останова производственного цикла, частичное отключение освещения и других действий.

Управление спросом не включает в себя изменение энергопотребления, обусловленное нормальной операционной деятельностью предприятия (например, снижение потребления электроэнергии в праздничные дни).

Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями.

В настоящее время в России предпринимаются первые шаги по стимулированию потребителей к участию в повышении энергоэффективности и выравниванию графиков нагрузки, например, за счет внедрения дифференцированных по времени суток тарифов.

В целях создания условий для повышения энергоэффективности работы Единой энергосистемы России за счет привлечения потребителей оптового рынка к активному участию в регулировании спроса на электрическую энергию и мощность, получившему название ценозависимого потребления, разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 №1172».

Подробная информация о проекте постановления приведена в разделе «Регламентирующие документы».


Новости

08.11.2016    11:50

Электромобили могут создать 5 ГВт дополнительной мощности для энергосистемы США к 2025 г.

Рынок электромобилей в США начинал развиваться очень медленно, но продолжил расти чрезвычайно быстрыми темпами. В период с 2010 г. по 2016 г. продажи электромобилей на рынке США составили 500 000 единиц

04.11.2016    14:44

Стратегия Германии в области применения интеллектуальных счетчиков

Западная Европа зарекомендовала себя в качестве одного из мировых лидеров в области применения интеллектуальных счетчиков, в частности в таких странах, как Франция, Италия, Швеция, Испания и Великобритания

03.11.2016    14:55

Использование изменений в электроэнергетике для собственной выгоды

Электроэнергетическая отрасль вступает на новый этап развития в результате влияния трех факторов: интеграции ВИЭ, участия потребителей и появления возможности накопления электроэнергии

31.10.2016    14:49

Швеция пытается стимулировать внедрение систем накопления электроэнергии для бытовых потребителей с помощью субсидий

Рост интереса к применению распределённых систем накопления электроэнергии обусловлен успешным внедрением этой технологии во всем мире

28.10.2016    09:40

Siemens сможет создать системы накопления тепловой энергии стоимостью $0,11/кВт×ч

Компания Siemens заявила о том, что она занимается разработкой технологии накопления электроэнергии низкой стоимостью совместно с Техническим университетом Гамбурга и местной коммунальной энергокомпанией Hamburg Energie

   
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11